По церковному календарю 1 января поминают мученика Вонифатия, пострадавшего за веру при царствовании римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284—305).

Будущий Святой был рабом богатой римлянки Аглаиды. Полюбив своего домоправителя Вонифатия, она вступила с ним в любовную связь, так как брак между ними был невозможен. Со временем совесть обоих стала мучать.

Узнав от подруг, что добиться прощения грехов легче, если в доме хранятся мощи христиан-мучеников, Аглаида отправила Вонифатия на Восток, где христиан жестоко преследовали.

Вонифатий в городе Тарсе (современная Турция) увидел, как пытали и казнили христиан, которые оставались преданными вере до последнего вздоха. Бросившись на колени перед мучениками, он исповедал себя христианином. Исповеднику отрубили голову — спутники привезли тело мученика в Рим.
READ  Росстат: К 2036 году численность населения в России может сократиться почти до 143 миллионов

Аглаиде накануне их возвращения Ангел Господень, явившись во сне, велел приготовиться принять бывшего раба как покровителя. Построив храм во имя Святого Вонифатия, Аглаида раздала богатство нищим и удалилась в монастырь.

По церковному календарю 1 января поминают мучеников Илию, Прова и Арса, пострадавших за веру при императоре Максимине (305 — 313).

Будущие Святые были родом из Египта. Во время преследования христиан они самоотверженно служили мученикам в темнице. За это Илию, Прова и Арса схватили и подвергли жестоким пыткам. Их казнили примерно в 308-м.

По церковному календарю 1 января поминают преподобного Илию Муромца Печерского.

Согласно житию, преподобный был родом из Мурома. Подвязался Святой Илия в Киево-Печерской лавре, где и скончался в 1188-м.

READ  PR-директор умершей в марте Юлии Началовой анонсировала релиз двух песен певицы

Святой, согласно житию, скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято в Православной церкви — три первые пальца вместе, а два последних пригнув к ладони. Этот факт послужил серьезным доказательством в пользу трехперстного сложения в период борьбы со старообрядческим расколом в конце XVII – XIX.