День памяти Григория Нисского епископа города Ниссы отмечают 23 января 2019 года23 января 2019 года отмечают день памяти Григория Нисского – святого, отца и учителя Церкви (между 335 и 340 – после 394), одного из самых великих христианских богословов. Святитель Григорий епископ города Ниссы был философом, пламенным защитником православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями. Он отличался великодушием, терпением и миролюбием. Святой Григорий вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси.

День памяти святителя Григория Нисского святого, отца и учителя Церкви отмечают 23 января

23 января 2019 года православные верующие отмечают День памяти святителя Григория, епископа Нисского. Святой почитается как один из Кападакийских отцов и великих учителей церкви.День памяти Григория Нисского епископа города Ниссы отмечают 23 января 2019 годаСвятитель Григорий Нисский вырос в христианской семье. Сестрой Григория была преподобная Макрина. Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской, куда переехала его семья после смерти отца в 341 г. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах. Григорий также самостоятельно занимался философией получив прекрасное образование и даже некоторое время был наставником красноречия. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена, а также Филона. По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее оригенствующим и наиболее смелым, до граней ереси, богословом.Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого. Григорий был рожден и воспитан в самый разгар арианских споров. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии. В 379 году Григорий принимал участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом Севастийским и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры. Тут он был признан одним из авторитетов правоверия.День памяти Григория Нисского епископа города Ниссы отмечают 23 января 2019 годаВ 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь посещает Константинополь и присутствует на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии. Святитель Григорий Нисский был пламенным защитником Православных догматов и ревностным учителем своей паствы, а также милостивым и сострадающим отцом своих пасомых, их заступником перед судьями. Святитель Григорий отличался великодушием, терпением и миролюбием.Его сестра, святая Макрина, писала ему:

«Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь».

О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В 394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Босре Аравийской. Сообщение о его участии в работе этого собора является последним известием о жизни Григория. Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался.

Святитель Григорий епископ Нисский вошел в историю как создатель своеобразного учения о человеке

Святитель Григорий был один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и «царем» всего сотворенного. В своем трактате «Об устроении человека» отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что «Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю». И человек «был призван сразу стать царем подвластного ему».День памяти Григория Нисского епископа города Ниссы отмечают 23 января 2019 годаЛишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: «…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем».Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени.Святой Григорий Нисский один из трёх великих «каппадокийцев» близкий друг Григория Богослова.

 Богословско-филосовские труды Григория Нисского

Библейские труды. Григорий Нисский был одним из самых глубоких философов среди святых отцов классической поры, равный в этом отношении только блаженному Августину. Общий характер его богословско — филосовских построений был определен влиянием Оригена, что впоследствии стало причиной недоверия к его взглядам; но, в конце концов, авторитет Григория Нисского остался бесспорным.День памяти Григория Нисского епископа города Ниссы отмечают 23 января 2019 годаСреди произведений святителя Григория есть несколько экзегетических: «О Шестодневе», «Об устроении человека», «О жизни Моисея законодателя», «О написании псалмов», «Толкование на Песнь Песней», «Толкование на Екклесиаста», «Толкование блаженств», «Толкование молитвы Господней» и «О чревовещательнице». Некоторые из них «являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа» (архим. Киприан Керн).В целом святитель Григорий следовал аллегорическому методу Оригена. Так, например, он писал о библейском Древе Познания: «Мы уверены, что запрещенное для вкушения древо — не смоковница, как утверждали некоторые и не другое какое из плодовитых деревьев». Это дерево, как и Древо Жизни, и сам Эдем, в глазах Григория Нисского, — символы духовных реальностей. Такой подход святитель обосновывал самим же Писанием. Он напоминал слова Господа о «закваске фарисейской», которые Сам Христос призывал толковать иносказательно.