Эстонию от экономического краха теперь должна спасать Россия

Банковский аналитик из Таллина дал мрачный прогноз, но Москва обнадежила

 

 

Эстонию от экономического краха теперь должна спасать Россия

 

Известный эстонский аналитик банка SEB Михкель Нестор дал в СМИ печальный прогноз развития экономики страны. Ее ждет мрачное будущее, сказал он.

Аналитик связывает свой прогноз с демографической ситуацией, оттоком населения, которое буквально эвакуируется из Эстонии в поисках лучшей жизни. «К 2030 году число людей в возрасте от 20 до 39 лет уменьшится на 17% — то есть на 58 000 человек», — говорит Нестор.

По его словам, это значит, что число стареющих потребителей социальных услуг будет расти, а количество людей, выплачивающих налоги, то есть тех, кто оплачивает эти услуги, падать.

Сам по себе отток населения в маленькой стране — явление неприятное, в том числе негативно влияющее на экономику. А тут по подсчетам аналитика Эстонию покинут молодые, а значит, активные, креативные. Такое число эмигрантов в стране с населением 1,3 миллиона — серьезный удар. Кстати, в момент распада СССР, в 1991 году в Эстонии проживало почти 1,6 миллиона человек. «Исчезли» около 300 тысяч.

Видимо, это естественный процесс, так как тенденция характерна для всей постсоветской Прибалтики. И дело не только в больших зарплатах в странах Старого света, куда стремятся прибалты. Оказывается, Эстония, Латвия и Литва тратят на социальную защиту меньше всех в Евросоюзе. У Латвии — последнее место (14,5% ВВП), у Литвы — 14,7% ВВП, у Эстонии — 15,1%. То есть новости о прибалтийских экономических тиграх и об особенном месте Эстонии, близкой к Скандинавским странам, — сказки. Тратят на социальные нужды столько, сколько позволяет экономика. По Сеньке шапка.

А аналитик банка SEB Михкель Нестор к тому же сузил проблему эстонской экономики. На нее влияет и ряд других факторов, среди которых далеко не последний — отношения с Россией.

Еще в 2007 году, когда власти Таллина, а по сути эстонский премьер Андрус Ансип, приняли политическое решение убрать из центра Таллина памятник освободителям от фашизма — «Бронзового солдата», и жестоко подавили протесты, Россия в ответ стала снижать объемы перевозимых Эстонской железной дорогой грузов, и тогда наш транзит здесь сократился примерно на 40%.

Потом наступило время санкций Запада против России и наших ответных мер. Это ударило по странам, поддержавшим антироссийские экономические меры. Мало того, что прибалтийские фермеры потеряли рынок сбыта. Россия стала активнее переводить транзит грузов в свои порты, в частности, в развивающуюся Усть-Лугу, и в результате объемы нашего транзита через Прибалтику, в том числе через Эстонию постоянно падают, и сейчас ежегодные потери, по данным эстонской Ассоциации логистики и транзита, составляют 510 миллионов евро. Больше всех в регионе, пожалуй, пострадал Таллинский порт. Там обрушение грузооборота составило еще в 2015 году 20%, процесс продолжается.

То есть если дополнять прогнозы Михкеля Нестора и этими существенными аргументами, а они далеко не все, мы не рассмотрели, например, проблемы в энергетике Эстонии и бесполезные — многомиллионные траты на вооружения, то экономику балтийской страны ждет более чем мрачное будущее.

Правда, департамент статистики Эстонии утверждает, что промышленные предприятия Эстонии произвели в мае 2019 года на 1% больше продукции, чем в том же месяце прошлого года, и как бы рапортует об успехах в экономике. Но 1% в одной отрасли после такого спада в целом трудно назвать большим достижением.

И все же просвет в экономике Эстонии появился. Благодаря… России. Ситуация вынудила министра экономики и коммуникаций Эстонии, члена правления правящей Центристской партии Эстонии Таави Ааса искать встречи с главой министерства транспорта России Евгением Дитрихом, для чего эстонский гость посетил Петербургский международный экономический форум 6−8 июня нынешнего года. Министр тогда заявил четыре темы, которые хотел обсудить с нашим представителем: вопросы привлечения дополнительных транзитных грузов и развития пассажирского сообщения по железной дороге между двумя странами, работу совместной транспортной комиссии, совершенствование законодательных баз Эстонии и России в области железнодорожного и автомобильного сообщения. Заметим: руководители Эстонии не посещали важнейшие экономические форумы в России с 2015 года… Тут, видимо, жареный петух клюнул…

Встреча министров состоялась. Возобновила работу российско-эстонская комиссия по автомобильным перевозкам. И вот результат, пока не решающий для экономики Эстонии, но с явной перспективой.

«По итогам переговоров достигнута договоренность о дополнительном выделении на текущий год 100 разрешений для двусторонних/транзитных перевозок грузов, содержащих особую отметку „разрешается также перевозка грузов третьих государств“ и 50 — для нерегулярных пассажирских перевозок, — говорится в сообщении пресс-службы министерства транспорта РФ. — Делегациями установлен предварительный обмен разрешениями на 2020 год, который составит 31500 разрешений для двусторонних/транзитных перевозок грузов и 2600, содержащих особую отметку „разрешается также перевозка грузов третьих государств“. Для нерегулярных пассажирских перевозок будет выделено по 550 разрешений для каждой стороны».

Вот и президент Эстонии Керсти Кальюлайд вопреки окрикам национал-радикалов съездила в Москву и встретилась с Владимиром Путиным. Результат не совсем ясен, так как на политическом поле ничего не изменилось в отношении Таллина к Москве, но Владимир Владимирович был приветлив. А посол России в Эстонии Александр Петров сказал в интервью baltnews. ee: «Если придираться к словам, то можно поспорить, выступает ли Эстония за тесное экономическое сотрудничество. Есть голоса весьма авторитетных представителей эстонского бизнеса, которые однозначно высказываются за отмену антироссийских санкций, за восстановление добротных торгово-экономических соглашений между обеими странами. Но есть и другие голоса. Я вспоминаю слова одного известного эстонского политика, который в свое время сказал, что они готовы пожертвовать всей экономикой страны, но от санкций против России не откажемся. Крайне важно, чтобы политики понимали значимость выстраивания добрососедских отношений, тем более, когда речь идет о двух соседних странах».

По шагам Москвы видно, что она готова забыть выпады и оскорбления со стороны Таллина, если тот изменит поведение. Мяч теперь на стороне балтийской страны. Выбор простой: или пожертвовать всей экономикой отечества, а значит и благополучием граждан, или развивать нормальное сотрудничество.