"Лосиный Остров" станет больше после изъятия земель под прокладку трассы

В течение ближайшего месяца федеральные власти должны принять решение о пересмотре границ национального парка «Лосиный Остров». Такое поручение дал премьер-министр страны Дмитрий Медведев Министерству юстиции и Министерству природных ресурсов и экологии РФ. А это значит, что модернизацию Щелковского шоссе, которую с нетерпением ждут сотни тысяч жителей Подмосковья и не меньшее число дачников, больше решили не откладывать в долгий ящик.

"Лосиный Остров" станет больше после изъятия земель под прокладку трассы

В тесноте и в обиде

Что такое Щелковское шоссе в масштабах страны? Федеральная трасса в восточной части столичного региона с восемью полосами движения на территории Москвы и двумя — четырьмя — на территории области. Расчетная нагрузка, по данным Росавтодора, — 25 тысяч машин в сутки. Магистраль примыкает к национальному парку "Лосиный Остров" и проходит через три подмосковных муниципалитета: Балашиху, Щелково и Черноголовку.

В этих городских округах проживают более 700 тысяч человек. И еще столько же имеют на Щелковском направлении дачи. Для всех этих людей Щелковское шоссе — личная каторга, ежедневная или еженедельная. Добровольная газовая камера по пути домой, на дачу или работу. Потому что реальная нагрузка трассы составляет порядка 70 тысяч автомобилей в осенне-зимний период и более 90 тысяч — в дачный сезон. Дорога давно не справляется с транспортным потоком, некоторые участки стоят почти круглосуточно.

Необходимость расширения Щелчка, как в просторечии называют эту трассу автомобилисты, назрела давно. "Еще в 2012 году "Центравтомагистраль" заключила госконтракт на выполнение инженерных изысканий для реконструкции Щелковского шоссе на участке от МКАД до 32-го километра", — рассказали "РГ" в Росавтодоре. Было предложено три возможных варианта реконструкции — и ни одного легкого. В первом нужно было заходить на территорию "Лосиного Острова". Во втором — сносить жилые кварталы. Третий вариант не угрожал ни деревьям, ни людям, но стоил как космодром Байконур — расширить шоссе предлагалось подземным тоннелем.

"Еще в то время говорилось, что самым оптимальным вариантом стало бы строительство дублера — нового направления дороги протяженностью 19,4 километра, с восемью полосами движения и семью транспортными развязками на разных уровнях", — утверждают в Росавтодоре. Но к единому мнению тогда не пришли, и вопрос о реконструкции Щелчка остался открытым.

Тот объем выхлопных газов, что витает сегодня над "Лосиным Островом", способен убить деревьев больше, чем их пострадает при дорожном строительстве

Куда дорога вывела

Прошло семь лет. За эти годы одно узкое место на Щелковском шоссе область успешно "расшила", построив эстакаду над железнодорожными путями в районе Звездного городка. Это облегчило дорогу в Звездный, но не сняло и половины автомобильных пробок на магистрали. Дальше откладывать расширение трассы уже неразумно — машин на Щелчке все больше, движение все хуже. К сожалению, и вариантов для модернизации за эти годы не прибавилось, скорее, наоборот: жилые кварталы стали плотнее — достроились те, кто получал разрешения еще лет 10 назад. А копать под землей Байконур в нынешних экономических реалиях никакой "Центравтомагистрали" не по карману. Остается единственный реальный вариант — реконструкция дороги в сторону "Лосиного Острова".

Из его границ планируется изъять 139,5 гектара земель, из которых 59,5 пойдут непосредственно под строительство восьмиполосного дублера Щелковского шоссе, а остальные — под создание транспортной инфраструктуры. Но первым шагом во всей этой истории должно стать постановление правительства РФ о корректировке границ национального парка. Это территория с особым охраняемым режимом, просто так забрать землю у парка нельзя. А поскольку и "Лосиный Остров", и Щелковское шоссе являются объектами федерального подчинения, только Федерация и вправе корректировать границы одного в пользу другого.

С просьбой ускорить выпуск такого постановления к Дмитрию Медведеву на прошлой неделе обратился губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. По его словам, вопрос о том, что для модернизации Щелковского шоссе нужно будет немного подвинуть "Лосиный Остров", обсуждался с жителями восточных муниципалитетов области, и 75% из них выступили "за".

"Это всегда тонкая тема, — отметил премьер-министр, имея в виду, что подобные решения обычно имеют широкий общественный резонанс. — Но с учетом того, что вопрос касается значительной части населения, желающего, чтобы эта трасса имела более высокую пропускную способность, мы будем им заниматься".

Кто о чем

Эксперты встретили эту новость неоднозначно. К примеру, куратор программы по особо охраняемым природным территориям "Гринписа России" Михаил Крейндлин считает, что изъятие у нацпарка земель и строительство на них сразу восьми автомобильных полос нанесет экологии непоправимый ущерб. А директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин спорит: "Тот объем выхлопных газов от чадящих в вечных пробках автомобилей, что витает сегодня над "Лосиным Островом", способен убить деревьев больше, чем их пострадает при дорожном строительстве".

"И нужно помнить, что существует зональный план "Лосиного Острова", в соответствии с которым национальный парк поделен на заповедные, охранные и рекреационные зоны", — говорит председатель Московской областной экологической организации "Экосила 50" Анатолий Баташев. Он, к слову, сам проживает в Балашихе и всю эту историю с дорогой и нацпарком знает не понаслышке. По его словам, более 60% парка — и планируемый к изъятию участок в том числе — занимают как раз территории рекреационные. Они не несут определяющего влияния на флору и фауну заповедника, в рекреационных зонах разрешено даже некапитальное строительство. "Но многое будет зависеть и от того, как именно спроектируют эти восемь полос. Лично я видел уже несколько набросков трассировки", — утверждает Баташев.

А никакого проекта пока нет. И не будет, пока не решится вопрос с переносом границ. "Только после утверждения соответствующего постановления правительства РФ "Центравтомагистраль" сможет приступить к разработке проекта, в ходе которой будут уточнены окончательные характеристики дороги", — отмечают в Росавтодоре. "Мы против любого вторжения в "Лосиный Остров", но не говорим о том, что Щелковское шоссе модернизировать не надо. Давайте дождемся проекта", — сказал "РГ" Михаил Крейндлин.

Кстати

Уменьшаясь, приобрел

Взамен изымаемого участка в границы "Лосиного Острова" будет включено почти 2 тысячи гектаров земель, принадлежащих Министерству обороны РФ и Ногинскому лесничеству. В результате общая площадь национального парка, сегодня составляющая 9228,4 гектара, после всех корректировок будет увеличена до 11023,7 гектара.

"Лосиный Остров" станет больше после изъятия земель под прокладку трассы

Инфографика «РГ»: Михаил Шипов/ Ирина Рыбникова