Новые проблемы Пентагона: F-35 мажет по цели

Министерство обороны США обнаружило новые недостатки в истребителе 5-го поколения F-35 разработки корпорации Lockheed Martin на фоне увеличения заказов на эту машину. В частности, проблемы связаны с точностью наведения на цель 25-мм пушки.

В своем ежегодном отчете директор по оперативным испытаниям и оценкам Пентагона Роберт Белер отметил многочисленные недостатки в истребителе F-35 разработки корпорации Lockheed Martin, в том числе более десятка из них помечены в документе как «обязательные для устранения».

По оценкам Белера, они могут повлиять на боевую готовность самолета и вопросы применения F-35, если не будут своевременно исправлены.

По состоянию на ноябрь 2019 года, согласно обзору, у самолета налицо 873 дефекта программного обеспечения по сравнению с 917 по состоянию на сентябрь 2018 года. Эти данные приводит агентство Bloomberg.

F-35 во всех своих вариантах оснащен 25-мм пушкой. Однако если в моделях для ВМС и морской пехоты точность стрельбы установленных снаружи орудий оценивается как приемлемая, то в варианте для ВВС с пушкой в корпусе она оказалась неудовлетворительной из-за перекосов креплений, которые, как оказалось, еще и растрескиваются.

«Несмотря на то что разработчики F-35 работают над устранением имеющихся недостатков, обнаруживаются все новые и новые проблемы, что приводит к незначительному уменьшению общего числа вскрытых недостатков»,

— говорится в отчете. При этом добавляется, что осталось еще «много существенных» нерешенных проблем. Кроме того, в документе фиксируются также изъяны, связанные с вопросами кибербезопасности в эксплуатации F-35.

Причем в отчете пока не отражены результаты последних испытаний F-35, в ходе которых имитировались вооруженные конфликты с Ираном, Северной Кореей, Китаем, а также с лучшими средствами ПВО России.

Тем не менее, отмечает агентство Bloomberg, несмотря на подобные выводы, конгресс США в последние годы неуклонно увеличивает закупки F-35, добавив 11 к запросам Пентагона на 2016 и 2017 год, 20 в 2018 году, 15 в 2019 году и 20 в 2020 году.
READ  Россиянка рассказала о побелевших во время разгерметизации самолета стюардессах

Этот истребитель оказал большое влияние на потенциальных покупателей на оружейных рынках мира. По состоянию на конец сентября 2019 года авиапромышленностью США было поставлено около 500 самолетов F-35.

«Хотя мы еще не видели этого отчета, наш самолет F-35 продолжает совершенствоваться и является на сегодня самым грозным истребителем в мире. Он способен выжить в сложных условиях современного боя и органично включен в сверхбольшие системы оружия», — заявил агентству Bloomberg представитель корпорации Lockheed Martin Бретт Эшворт.

Он добавил, что «надежность самолета продолжает постоянно улучшаться, среди общего количества F-35 более 65% самолетов готовы к выполнению задач по предназначению, а в частях и соединения ВВС число боеготовых истребителей составляет около 75%».

И хотя эксплуатация истребителя F-35 по-прежнему омрачена крупными недостатками и техническими сбоями, никто в США и среди их союзников по большому счету не ставит под сомнение способность этой машины выполнять поставленные перед ней боевые задачи.

11 государств — Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Япония, Южная Корея, Турция и Великобритания — выбрали F-35 в качестве своего перспективного истребителя. Теперь к ним прибавились Сингапур и Польша. Девять стран — партнеров США внесли средства на разработку и серийное производство этого самолета.

По мнению американских пилотов, количество недостатков, выявленных при доводке F/A-18E/F Super Hornet, EA-18G Growler и F-22 Raptor, было не меньшим, а в некоторых случаях даже большим.

«Если вы покопаетесь в архиве, то увидите, что, к примеру, становление самолета Super Hornet в течение первых лет его эксплуатации выглядело аналогичным образом. Это же можно сказать и о F-14 Tomcat. А в F-35 встроено так много новых технологий, что далеко не все пойдет гладко с самого начала», — пояснил один из пилотов ВМС США.

READ  Россия окружена биологическими военными лабораториями США

«Многие эксперты, в том числе и у нас, систематически занимаются выливанием грязи на этот самолет. А истребители просто-напросто бывают как удачными по своей конструкции, так и не очень», — объяснил «Газете.Ru» источник в российском авиапроме.

Основное в F-35 — отнюдь не его летно-технические характеристики как самолета, хотя и они, несомненно, важны, считает специалист. Главное — способность этого самолета интегрироваться с большими и сверхбольшими боевыми системами — с самолетами ДРЛО, наземными пунктами управления, авианосцами, зенитными ракетными системами и пр.

Второе ключевое отличие F-35 от предыдущих самолетов — его малозаметность. В воздушных и противовоздушных боях будущего она будет играть важнейшую роль.

Наконец, обязательно следует сказать и о системе ALIS (Autonomics Logistics and Information System). Она является первой в мире системой централизованного ежедневного контроля за техническим состоянием самолетов F-35 в режиме реального времени. В истребителях предыдущих поколений эти функции ежедневно выполняли несколько разных систем. Существует только один глобальный центр, т. н. Автономный логистико-операционный объект (Autonomic Logistics Operating Unit — ALOU), где формируется номенклатура запасных частей и их распределение по мере необходимости для операторов F-35. Все серверы ALIS подключены друг к другу через шифрованные наземные или спутниковые системы.

«Надо сказать, что мы даже архитектуру этой системы не до конца себе представляем и понимаем особенности ее функционирования. А на самом деле это революция в военном деле. Позволяет контролировать каждый F-35, всех эксплуатантов, вне зависимости от региона, где находится машина, и при необходимости ограничивать самолету спектр выполняемых боевых задач. Это раньше США могли сказать любому покупателю своего оружия — «вы ракеты у нас купили, но пусть пока они полежат на нашей территории». Сейчас в этом необходимости нет. Если потребуется — США ограничат своего союзника с помощью нажатия одной кнопки системы ALIS», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

READ  Отругавший Путина за низкую зарплату сибиряк схлопотал штраф

При этом сейчас нельзя сказать, правильно ли американцы поставили именно на этот самолет, говорит эксперт, добавляя, что с F-16 американцы не ошиблись — они абсолютно точно спрогнозировали нишу подобной боевой машины.

Похожая история получилась и с российским Су-27. Поначалу в него мало кто верил, и многие считали его узкоспециализированным самолетом. Однако сегодня самолеты на платформе Су-27 — основа боевой мощи отечественных ВКС.

Что касается возможных закупок российских истребителей 5-го поколения Су-57 вместо F-35, к примеру, Турцией, то стратегия этой страны сегодня заключается в создании определенного военного потенциала для действий на сугубо конкретных направлениях, а выбор вооружения и военной техники, которые позволят решать эти задачи, уже относится к современной турецкой тактике.

Подобные направления для Турции в настоящее время — это Греция, Турция и Кипр, а в последнее время можно говорить уже и о Ливии. Это накладывается и на проблему освоения месторождений углеводородов как в восточном Средиземноморье, так и на ливийском шельфе. А в одной из этих областей явно вырисовывается ось Греция-Израиль — и по районам добычи, и по возможным маршрутам транспортировки сырья. Причем Греция — член НАТО, а Израиль — ближайший союзник США в регионе.

Для возможного решения подобных геополитических задач американский истребитель 5-го поколения F-35 Турции категорически не подходит.

В случае начала военных действий боеспособность F-35 одним поворотом ключа системы ALIS может быть сведена к нулю. Есть все основания полагать, что подобный вариант развития событий никак не может в будущем устроить Турцию, даже если ситуация с отказом США поставлять F-35 Анкаре будет пересмотрена.

Что касается многочисленных недостатков, выявляющихся при эксплуатации этого самолета в США и странах-союзниках Вашингтона, то большинство специалистов не склонны излишне драматизировать ситуацию, а рассматривают перечень недочетов F-35 как неизбежные на этапе доводки перспективной машины.

Источник