Американские стратегические бомбардировщики Boeing B-52 Stratofortress изначально несли развитый комплекс средств защиты, построенный на основе систем радиоэлектронной борьбы и ложных тепловых целей. В течение некоторого времени станции постановки помех и пусковые устройства ЛТЦ дополнялись необычным для авиации средством. Самолеты несли специальные пусковые установки для ракет, способных создавать пассивные помехи. Такие боеприпасы были разработаны компанией Tracor и носили обозначения RCU-2/B или ADR-8A.

Новый образец

В начале шестидесятых годов командование ВВС США поставило перед промышленностью задачу по созданию нового средства радиоэлектронного противодействия для самолетов B-52. Предлагалось разработать комплекс на основе ракеты пассивных помех – неуправляемого боеприпаса с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей. Такая система могла бы мешать работе вражеских РЛС за счет создания «лишних» отраженных сигналов. Находясь на ракете, отражатели могли улетать от бомбардировщика-носителя, повышая эффективность РЭП.

 

Ракета пассивных помех Tracor ADR-8A (США)
Общий вид ракеты RCU-2/B / ADR-8A. Фото Designation-systems.net

ВВС запустили сразу три новых проекта, но только один образец дошел до серийного производства. Этот вариант ракеты разрабатывался компанией Tracor. Две другие разработки создавались специалистами Raytheon и оказались менее успешными. Разработка новых систем велась по методу Quick Reaction Contract – подрядчики должны были представить готовые образцы в минимальное время, а затем максимально быстро подготовить серийное производство.

Проект от Tracor изначально носил обозначение RCU-2/B. Схожие обозначения применялись для двух других разработок. Позже, в июне 1963 года, названия проектов поменяли. Ракета RCU-2/B превратилась в ADR-8A. Под таким индексом она оставалась до конца своей службы.

Пусковая установка и ракета

Главным компонентом новой системы защиты самолетов являлась ракета RCU-2/B или ADR-8A. Она представляла собой компактный и легкий боеприпас с особой полезной нагрузкой. Для ее перевозки и запуска предназначалась подкрыльевая пусковая установка по типу блоков неуправляемых ракет тактической авиации.

Ракета имела крайне простую конструкцию. Все компоненты помещались в цилиндрическом корпусе большого удлинения с заостренным головным обтекателем. Под последним находился блок из дипольных отражателей для создания помех. Оставшийся объем отдавался под твердотопливный двигатель. Хвостовую часть изделия выполнили в виде трубки уменьшенного диаметра, на которой находились четыре пера складного стабилизатора. При выходе из пусковой установки стабилизатор раскрывался. Корпус выполнялся преимущественно из металла, но головная часть была радиопрозрачной и делалась из пластика.

Изделие RCU-2/B или ADR-8A имело общую длину 5 фунтов (1524 мм). Диаметр корпуса – 2,5 дюйма (63,5 мм). В некоторых источниках упоминается диаметр 2,75 дюйма (70 мм), однако эта информация противоречит другим доступным данным, а также выглядит неправдоподобной по ряду причин. По всей видимости, 63,5-мм неуправляемая ракета не могла комплектоваться существующим твердотопливным двигателем от изделия Hydra 70. Точные сведения о типе и характеристиках отражателей ракеты отсутствуют. Возможно, в головной части корпуса помещалась одна из существующих конструкций, заимствованная у других средств обороны.

Ракета пассивных помех Tracor ADR-8A (США)
Пусковая установка AN/ALE-25. Рисунок Designation-systems.net

Штатный двигатель разгонял ракету ADR-8A до скорости 700-800 м/с. Дальность полета изделия прямо зависела от высоты пуска. Бомбардировщик-носитель должен был выстреливать ракеты вперед по полету. После выработки топлива ракета продолжала полет по инерции, двигаясь по снижающейся траектории. Ее отражатели выполняли свои функции на всем протяжении полета, вплоть до выхода из зоны ответственности РЛС или падения на землю.

Для 63,5-мм неуправляемых ракет разработали специальную пусковую установку под названием AN/ALE-25. Одно или два изделия AN/ALE-25 планировалось подвешивать под крылом бомбардировщика B-52 в промежутке между пилонами двигателей. За счет малых габаритов установка не выходила за пределы проекции крыла.

Изделие AN/ALE-25 получило корпус вытянутой каплевидной формы. Внутри головной и центральной части корпуса помещались два концентрических ряда трубчатых направляющих для ракет. Передний срез каждой из 20 направляющих прикрывался сбрасываемой крышкой. Хвостовая часть AN/ALE-25 представляла собой конус с окнами для выброса реактивных газов. Сверху на корпусе имелись замки для подвески под пилоном бомбардировщика.

Пусковая установка имела длину 13 футов (3,96 м) и весила 1100 фунтов (500 кг). Управление пуском осуществлялось посредством электрической системы. При необходимости установку AN/ALE-25 можно было сбросить, в том числе вместе с боекомплектом.

Контроль за пуском осуществлялся прибором управления с ручным и автоматическим контролем. В зависимости от обстановки, экипаж мог самостоятельно отстреливать ракеты или доверить пуски автоматики. В последнем случае ракета ADR-8 стартовала по команде от системы управления огнем AN/ASG-21, также контролировавшей хвостовую пушку.

Производство и эксплуатация

В 1964 году ВВС США совместно с авиационной промышленностью начали выполнение проекта модернизации бортовых радиоэлектронных систем наличных самолетов B-52. В рамках проекта ECM Phase IV следовало заменить часть приборов и установить новые. Весь парк бомбардировщиков B-52G и B-52H должен был пройти модернизацию до 1966 г. Вместе с прочими системами в проект модернизации «Фаза-4» входили пусковая установка AN/ALE-25 и ракета ADR-8A.

Ракета пассивных помех Tracor ADR-8A (США)
Расположение пусковой установки под крылом носителя. Рисунок Twoeggz.com

Незадолго до этого появились контракты на серийное производство необходимых комплектующих. Поскольку компания Tracor не могла самостоятельно выпускать требуемые изделия в нужном количестве, контракт на сборку компонентов системы РЭП получила Revere Copper & Brass. К началу работ по ECM Phase IV на базы и авиастроительные предприятия начали поступать новые изделия.

В заданные сроки новый подрядчик и ВВС справились с задачей. Почти все самолеты B-52 последних модификаций получили новый комплекс РЭП, в том числе пусковые установки для ракет ADR-8A. Благодаря этому почти весь парк бомбардировщиков B-52G/H улучшил свою живучесть в условиях реального конфликта. Впрочем, как можно судить, ракеты пассивных помех удалось проверить на практике только в ходе учений, но не в боях.

В июне 1965 года бомбардировщики B-52 впервые нанесли удар по целям на территории Вьетнама, и с этого началась их многолетняя боевая работа в регионе. Однако до начала семидесятых годов в операциях участвовали только самолеты сравнительно старых модификаций. Машины версий «G» и «H», обладавшие новыми системами РЭП, оставались в резерве. Поэтому до конца шестидесятых годов все запуски ракет ADR-8A имели исключительно учебно-боевой характер и осуществлялись в основном над полигонами.

Отказ от ракет

В 1970 году ВВС США запустили очередную программу модернизации авионики самолетов B-52 поздних модификаций. В проекте ESM Phase VI доработка средств РЭП заключалась в замене части приборов, а также в удалении пусковых установок AN/ALE-25. Ракеты ADR-8A к этому времени успели морально устареть и уже не могли в полной мере решать поставленные задачи. Кроме того, изменились подходы к защите самолетов. Теперь большее внимание уделялось станциям постановки активных помех. Впрочем, дипольные отражатели остались на борту самолета, но теперь они применялись без ракет и просто сбрасывались в поток.

В начале семидесятых годов, в рамках новой фазы модернизации, все B-52G и B-52H остались без неуправляемых ракет пассивных помех. Установки снимались, тогда как пилоны под них оставались на своем месте. Впоследствии их использовали для монтажа новых контейнеров с радиоэлектронной аппаратурой разного назначения.

Ракета пассивных помех Tracor ADR-8A (США)
B-52G/H с пусковой установкой AB/ALE-25 под крылом (отмечена кругом). Фото Elgrancapitan.org

Уже после снятия с эксплуатации ракет ADR-8A и пусковых установок AN/ALE-25 бомбардировщики B-52 версии «G» смогли попасть на войну во Вьетнаме. С начала семидесятых годов они помогали машинам более старых модификаций и регулярно участвовали в боевых вылетах. Для защиты от зенитных ракетных комплексов и истребителей американские самолеты использовали станции помех и ложные цели. Неуправляемые ракеты постановки помех уже не применялись.

Штатные системы защиты не давали стопроцентную гарантию, и самолеты постоянно возвращались из вылетов с повреждениями, а некоторые терпели крушение. Как изменились бы результаты вылетов при наличии ракет ADR-8A – остается только гадать. Возможно, в отдельных случаях они смогли бы спасти самолет-носитель от повреждений или даже от гибели. Однако оценить реальные характеристики таких систем в условиях настоящей войны не представляется возможным.

Впрочем, следует учесть, что военные сами отказались от применения ракет пассивных помех уже по результатам испытаний и первых лет войсковой эксплуатации. По всей видимости, на этом этапе стало ясно, что ракета-носитель отражателей решает поставленные задачи, но оказывается чрезмерно сложной и дорогой для своей работы. Кроме того, могли быть выявлены проблемы иного рода.

Так или иначе, специальные ракеты RCU-2/B или ADR-8A оставались на вооружении бомбардировщиков около 5-6 лет, а два других изделия, создававшиеся параллельно, так и не дошли до эксплуатации. При очередной модернизации бортовой аппаратуры бомбардировщиков B-52G/H от особых ракет отказались. В дальнейшем к этой идее не возвращались.

Автор:
Рябов Кирилл