Дева-богатырша на рисунке М.Чевалкова

Русским богатырям бывало непросто жениться. Не каждая девушка выдержит героя под боком. Так что богатырские сердца очень часто похищали поленицы и богатырки — девушки-воительницы, чьё расположение надо было буквально завоёвывать. Слабаков возле себя богатырки не терпели. Найти суженую герой мог в чистом поле, а мог на пиру у князя — судя по запеву былин, поленицы пировали там за одним столом с богатырями.

Девы-воительницы были такой привычной частью русского фольклора, что слово «богатырка» записывает в этом значении Владимир Даль. Афанасьев фиксирует сказки, в которых молодильные яблоки охраняет безымянная девица со своей дружиной. Всё её войско полностью набрано из девушек. Вместе с ними девица ездит забавы ради по полям. Собственно, поленица и означает — та, что полякует, ездит по полям в поисках приключений.

Не все поленицы безымянны. Несколько героинь в былинах и сказках названы по имени.

Богатырша на рисунке В.Служаева

Прототипом одного из самых популярных персонажей былин, Добрыни Никитича, считают реального человека, дядю и воеводу Владимира Святого. В былинах он знакомится со своей будущей женой, Настасьей Микулишной, после победы над Змеем Горынычем. Настасья бьёт его в честном поединке, а потом хватает за жёлты кудри, сдёргивает богатыря с седла и прячет… себе в карман. И только потом думает, что с ним делать.

Настасья решает поглядеть на пленника как следует и выйти за него замуж, если он понравится. Ну, или голову срубить, если мужчина так себе. На своё счастье, Добрыня полностью устраивает девушку, и она становится его женой.

Поляница на рисунке Б. Гильванова

В другой былине Добрыню отправляют с дипломатическим поручением в Орду. Настасья ждёт мужа двенадцать лет, но получает затем ложную весть о его смерти. Князь вынуждает богатырку выйти за другого героя, Алёшу Поповича. На свадьбе появляется Добрыня, переодевшись скоморохом. Настасья сразу узнаёт мужа и заключает в объятья.

Неизвестно, была ли воительницей жена настоящего Добрыни, но сам он, надо сказать, отличался свирепым нравом. Например, именно он подстрекал Владимира изнасиловать Рогнеду, невесту брата Владимира Ярополка, на глазах у её родителей. Кроме того, считается, что он обращал новгородцев в христианство насильно.

Василиса Микулишна Б. Ольшанского

Сестра Настасьи Микулишны, Василиса, была в былинах женой черниговского боярина Ставра. На пиру у Владимира Ставр, захмелев, хвастает умом и силой своей жены. Выражения для сравнения Василисы с князем и его дружиной он подбирает не самые лестные, и Владимир сажает Ставра «в погреба глубокие».

Узнав об этом, Василиса пускается на хитрость. Она переодевается татарским юношей, берёт с собой войско и, явившись в Киев, требует уплатить дань за двенадцать лет и княжну в жёны. Последнее — чтобы уесть князя, поскольку выдавать христианку за иноверца считали бесчестьем.

Василиса Микулишна С. Соломко

Княжна подозревает, что юноша на самом деле, скорее, женщина, и делится подозрениями с отцом. Князь устраивает Василисе испытания на силу, ум и ловкость, и из каждого она выходит с честью. Владимиру приходится играть свадьбу дочери с гостем. На пиру «татарин» сидит с грустным лицом. Князь зовёт гусельников, но их игра не устраивает гостя. Тогда Владимир вспоминает о том, что боярин Ставр — замечательный музыкант. Ставра приводят на пир. Василиса зовёт его посмотреть её дружину и там открывается. Переодевшись в женское платье, она возвращается вместе с мужем к Владимиру, и тому приходится признать, что Ставр хвастал не зря.

Подумать только, но у Ставра тоже есть реальный прототип, только «в погреба» его заключал не Владимир Святой, а Владимир Мономах. Но не за грубость, а за участие в беспорядках в Новгороде.

Микула Селянинович

Настасья и Василиса — не только популярные героини, но и дочери другого былинного героя, богатыря Микулы Селяниновича. Правда, их отец воинственностью не отличался, довольствуясь ролью пахаря и тем, что время от времени ставил мимоезжих богатырей на место.

Окружён был поленицами и Илья Муромец. В одной из былин он зачинает вне брака с богатыркой Златыгоркой сына Сокольника, в другой — его жена-поленица Савишна, переодевшись в доспехи, едет в Киев выручать Илью от Тугарина-змея. Наконец, в одной из былин Илью Муромца пытается убить за обесчещивание её матери его незаконнорождённая дочь-богатырка (в других вариантах это делает сын). Муромец убивает её, так и не спросив имени.

Настасья Королевична С. Соломко

Драматична история поленицы Настасьи Королевичны, жены богатыря Дуная Ивановича. Дунай вместе с Добрыней Никитичем едет в Литву, чтобы сосватать Апраксу, дочь литовского короля, которому сам служил раньше, за князя Владимира. Королю при встрече Дунай дерзит, и тот заключает его «в погреба глубокие», но Добрыня побивает литовскую дружину, и королю приходится отдать и Дуная, и Апраксу.

У Апраксы есть старшая сестра, Настасья. Некогда Дунай соблазнил её и чуть не поплатился за это жизнью, но королевна подкупила палачей, и богатырь смог бежать в Киев. Приехав за Апраксой, Дунай даже не смотрит в сторону бывшей возлюбленной, и это уязвляет женщину. Она уезжает из дома поляковать.

На обратном пути в Киев Дунай замечает «богатырский след», нагоняет неизвестного богатыря и вступает с ним в поединок — в этом отношении былинные богатыри Руси ничем не отличались от рыцарей из европейских баллад. Уже победив незнакомца, Дунай достаёт нож, чтобы доконать его, но понимает, что видит Настасью. Они вместе едут в Киев, чтобы там пожениться.

Дунай Иванович и Настасья

В Киеве Апракса и Настасья с женихами играют двойную свадьбу. На пиру Дунай и Настасья берутся похваляться: он — храбростью, она — меткостью в стрельбе из лука. Дунай ставит себе на голову серебряное кольцо, чтобы проверить жену, и она трижды пускает стрелу сквозь кольцо. Тогда Дунай решает сам пострелять в кольцо на голове Настасьи. Та умоляет этого не делать, потому что беременна, но в итоге встаёт с кольцом, и Дунай, промахнувшись, убивает жену. Вскрыв ей живот, он видит, что внутри Настасьи был чудесный ребёнок — ноги по колено в серебре, руки по локоть в золоте. С горя Дунай бросается на собственную саблю, и из его крови берёт начало река.

В сказках Иван-Царевич часто противостоит некой деве-воительнице. Она может выступать под именем Марья Моревна, Усоньша-богатырша, девица Синеглазка или Белалебедь Захарьевна. В одном из сюжетов Иван-Царевич на Моревне женится и обнаруживает, что она держит в плену Кощея Бессмертного. Из жалости царевич даёт Кощею напиться, и тот возвращает свою силу и сбегает, похитив саму Марью. С помощью трёх её братьев царевич освобождает жену.

Скорее всего, поляницы были степнячками. Рисунок Б. Гильванова

Многие исследователи полагают, что образ полениц в русских былинах и сказках связан с контактами между русскими и половцами. Половецкие девушки должны были знать ратное дело, а в свадебный обычай входил поединок между невестой и женихом. Русские князья (и, возможно, простые дружинники тоже) довольно активно брали себе в жёны невест из числа половчанок. Чтобы брак признавали оба народа, сначала его играли по половецким обычаям, потом крестили невесту и играли свадьбу по русскому обряду.

Текст: Лилит Мазикина

28/02/2018