Общественные активисты и представители профсоюза учителей утверждают, что администрация современных школ в России дискриминирует добросовестных учителей. Руководство больше интересует беспрекословное подчинение, чем высокий профессионализм педагогов и качество обучения детей. Поэтому администрация находят массу предлогов выжить хороших учителей их школы, чтобы они не мешали полному контролю распределения бюджетных денег.

По мнению активистов, сегодня от учителей требуется не профессиональные навыки, опыт и умение найти подход к ученикам, а связи в городской администрации, умение любыми средствами поднять рейтинг учебного заведения и беспрекословное подчинение руководству. Современная школа превращается в коммерческую организацию, которая борется за успех на рынке и в бюрократической вертикали.

Современная школа заинтересована не в хороших учителях, а в доступе к бюджетным деньгам

Среднестатистического директора школы не интересует качество преподавания и реальный уровень знаний, получаемых учениками. Ему достаточно отсутствия эксцессов и жалоб со стороны родителей. Даже в случае возникновения скандала, его легко замять при наличии связей в профильном ведомстве. Пробелы в знаниях детей легко восполняются с помощью платного репетиторства.

В итоге, уволить словесника, допускающего орфографические ошибки, бывает невозможно. Зато от работы легко отстраняются талантливые учителя, отказывающиеся поступиться своей совестью в угоду руководству школы.

Чтобы избавиться от неугодного учителя, школьная администрация может применить методический аудит, который превратился в средство запугивания учителей и обоснования избыточного числа штатных единиц или доказать профессиональную непригодность педагога в ходе аттестации. Не редко дискредитации подвергаются и ученики класса, которым руководит непокорный преподаватель.

Современная школа заинтересована не в хороших учителях, а в доступе к бюджетным деньгам

Цель такого давления вовсе не повышение качества работы учителя, а демонстрация и удержание школьной администрацией собственной власти, а также получение полного контроля над школьным бюджетом. Именно таким образом появляется информация о соответствии средней зарплаты по школе указам президента, в то время как средняя учительская зарплата значительно ниже обещанного им уровня.

Учителям создают невыносимые условия для работы. Те, кто не увольняется, становятся полностью зависимыми от руководства. Под гнётом угроз и преследований они опускают руки, качество обучения падает. Однако, это вовсе не волнует администрацию школы, беспрепятственно пользующейся бюджетной кормушкой.