В Башкирии кадры для авиаотрасли начнут готовить по-новому

Несмотря на то что Россия входит в шестерку высокотехнологичных стран, обладающих компетенцией по разработке авиационных двигателей, в истории отрасли был почти двадцатилетний застой. И только в последнее десятилетие авиадвигателестроение начало ощущать подъем. Время забвения не могло не сказаться на этом направлении промышленности. И сейчас для активного развития отрасли нужно поднять и разобрать целый пласт проблем. Одна из них касается подготовки квалифицированных кадров. Как переломить ситуацию, обсуждали на заседании президиума научно-технического совета ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) на базе Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).

По словам президента АССАД Виктора Чуйко, в последние годы российские авиакомпании используют, в основном, самолеты иностранного производства — Boeing, Airbus и Embraer.

— Из более чем тысячи воздушных судов гражданской авиации российских — порядка 50, — говорит он. — В 80-е годы XX века страна ежегодно выпускала 300 пассажирских самолетов, в прошлом году было построено всего 29.

Тем не менее генеральный конструктор АО "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев считает, что последние десять лет авиастроение в России выходит из того "бардака", который был в 90-е годы, и развивается, причем успешно и по всем направлениям. Именно поэтому отрасли необходим квалифицированный персонал, прежде всего инженерно-технические работники.

В АССАД, помимо 90 фирм, работающих в этой сфере, входит и шесть профильных университетов. И руководство высших учебных заведений прекрасно понимает нужды промышленников в отношении кадров. В их числе и Уфимский государственный авиационный технический университет.

— Все мы знаем выражение: "Пришли на работу — забудьте, чему вас учили в вузе". Чтобы исключить данную ситуацию, УГАТУ совместно с предприятиями республики осуществляет интеграцию образования и промышленности. В частности, заводы, заинтересованные в качественно подготовленных кадрах, создают в вузе базовые кафедры, где преподают представители этих самых предприятий. Они обучают студентов именно с производственной позиции. Помимо этого, представители предприятий курируют научно-исследовательскую деятельность студентов и аспирантов, тематику которых определяет базовая кафедра в интересах предприятия партнера, — рассказал врио ректора УГАТУ Сергей Новиков. — Зачастую лабораториями для студентов становятся производственные площадки предприятий. Практика проходит там же. Все это позволяет студентам получить востребованные знания и компетенции, легко влиться в производственный процесс после окончания вуза. Для самого вуза такой подход к обучению — возможность идти в ногу со временем, участвовать в научно-исследовательской деятельности в интересах предприятия-партнера, получать доступ к производственному оборудованию, корректировать учебные планы направлений подготовки в соответствии с потребностями предприятий.

Надо сказать, что и в самом вузе имеются научные центры и лаборатории, оснащенные оборудованием, которое позволяет проводить уникальные экспериментальные исследования и получать научные результаты мирового уровня.

Но все же вопрос обеспечения кадрами авиастроительной отрасли даже на уровне Башкортостана, где работает несколько профильных предприятий — УМПО, УНПП "Мотор", КумАПП, УППО, должен решать не только вуз. Это задача республиканского уровня. Тем более что речь идет не столько о кадровой, сколько о научной составляющей развития отрасли. И власти Башкортостана это понимают.

Руководитель администрации главы Башкортостана Александр Сидякин отметил, что в решении задачи поможет республиканский научно-образовательный центр (НОЦ).

Основные направления, которые планируется реализовывать при помощи НОЦ, это цифровая "зеленая" химия, "энергетика и цифровые сети", "биомедицина, генетика и органика", "инжиниринг и передовые производственные технологии".

В состав НОЦ войдут университеты и научные организации, крупный и средний бизнес, корпорация развития региона. Причем у каждого участника будет возможность реализовать свои интересы. В частности, крупные предприятия, в том числе и авиационной промышленности, смогут подавать заявки научному блоку на необходимые для производства технологии и продукты, повышать компетенции своих сотрудников и создавать совместные с университетами и научными институтами лаборатории. Вузы и НИИ, в свою очередь, найдут потенциальных спонсоров в лице тех же предприятий для реализации инновационных проектов, станут формировать новые образовательные программы с учетом интересов работодателей. Найдется и место для малого бизнеса, который сможет получить поддержку для выпуска продукции, необходимой той или иной сфере. В том числе и для авиационной промышленности.