В Бауманке создали арктический вездеход

На чем ездить по сугробам Арктики? Об этом расскажут студенты и преподаватели МГТУ им. Баумана на Международном арктическом форуме, который открылся сегодня в Санкт-Петербурге. Лучший инженерный вуз попал сюда не случайно: Бауманку выбрали базовой организацией по выполнению задач межведомственной программы "Арктические технологии".

— Уже второй год мы активно работаем, помогая технологическому развитию Арктической зоны, — поясняет проректор по экономике и инновациям МГТУ им. Баумана Евгений Старожук. — Арктика — это космос. Техника и технологии ведут себя там совершенно по-другому. У Бауманки есть опыт работы в экстремальных условиях, поэтому для Арктики мы сегодня ведем разработку технологий для критических режимов.

Причем разрабатывают бауманцы не прототипы или демоверсии, а сразу реальный образец, который можно запускать в производство. Из окна кабинета проректора хорошо виден один из таких образцов — огромный небесного цвета грузовик: колеса в человеческий рост, кабина с теплой комнатой для отдыха.

— Это КАМАЗ-Арктика, 30 тонн, шины низкого давления типа "негабарит", может работать даже в тяжелых условиях бездорожья. Словом, вездеход, — не без гордости рассказывает Евгений Андреевич. — На форуме показываем его, а также еще с десяток уникальных разработок, например, телеуправляемые робототехнические комплексы, системы мониторинга и обеспечения арктических аэродромов.

Арктический грузовик спроектировали преподаватели, студенты и аспиранты кафедры колесных машин — одной из самых популярных в вузе. Чтобы делать КАМАЗ для Арктики, ребята в очередь вставали. Даже конкурс образовался: чуть ли не 10 человек на место.

Недавно команда молодых ученых и студентов Бауманки вернулась с Земли Франца-Иосифа.

— Проверили, как работает одна из наших технологий по защите металла, — говорит проректор. — Дело в том, что ни одна краска не выдерживает такого перепада температур, как на Земле Франца-Иосифа. Приходится перекрашивать чуть ли не три раза в год. Наш метод нанесения покрытий — плазменное цинкование. Впервые попробовали его там в ноябре прошлого года. До сих пор держится!