В нижегородском кремле показали уникальные экспонаты

Наверняка вы не представляете, что такое гривна. Вернее, представляете гривной совсем не то, что она есть на самом деле. Что же это в действительности, увидеть можно в Дмитриевской башне Нижегородского кремля, где развернулась выставка Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) «За строкой музейного шифра».

В нижегородском кремле показали уникальные экспонаты

Авангард советпарфюмпрома

— На выставке демонстрируются уникальные экспонаты, большинство — впервые. Многие сегодня существуют практически в единственном экземпляре. Таких нет ни в Москве, ни в Петербурге, — рассказывает заведующий музеем «Нижегородский кремль — филиал НГИАМЗ» Степан Петушин. — Это и личные вещи знаменитых людей, например императрицы Екатерины II, и изделия из драгоценных металлов и камней, как табакерка из семьи соратника Наполеона Бонапарта генерала Жомини, и вещи, сделанные в неразгаданных сегодня техниках, как стакан мастера Пензенской губернии Александра Вершинина, выполненный в конце XVIII — начале XIX веков в 3D-проекции на стекольном заводе Алексея Бахметева.

Он, кстати, в 1766-1772 годы занимал пост нижегородского губернского прокурора.

Целая жизнь экспоната скрывается за шифром, который присваивается предмету при поступлении в фонд музея. Где и когда он был найден, кем и из чего создан, кто был и кто стал его владельцем — все это зашифровано в буквах и цифрах, которые прочитать под силу только сотрудникам музея.

Кто бы мог подумать, что основоположник супрематизма, автор нашумевшего «Черного квадрата» Казимир Малевич (1879-1935) внесет неоценимый вклад в советскую легкую, легонькую промышленность?

За обычным музейным номером ГОМ 21921/21 скрывается принесший немалый доход заказчику, а затем и знаменитой парфюмерной фабрике флакон одеколона «Северный», дизайн которого разработал художник Малевич. Флакон стилизован под айсберг, на вершину которого (набалдашник пробки) взобрался белый медведь.

Одним из заказчиков Малевича был Анри Брокар — владелец крупнейшей парфюмерной фабрики «Товарищество Брокар и Ко» в Москве. После покорения Северного полюса американцем Робертом Пири 6 апреля 1909 года в обществе вырос интерес к Северу, чем и воспользовался предприниматель Брокар. В 1910 году он поставил на поток мужской одеколон с лаконичным названием «Северный». В столичных газетах появилась массированная реклама, рисунок и шрифт к которой также разработал Казимир Малевич: «Северный одеколон». Крепкий и освежающий».

Флакон «Северного», поступивший в наш музей в 1982 году от двух горьковчан, изготовлен в 1919-1922 годы в селе Никольско-Пестровка Пензенской губернии на стекольном заводе «Красный гигант», открытом еще в 1764 году дворянским родом Бахметевых. Сегодня не найдено ни одного флакона, выполненного в такой технике стекла-кракле. Стеклянный айсберг Малевича покрыт трещинами, словно льдина весной. Игра трещин в ледяной полупрозрачности флакона зависит от освещения. Особенно впечатляет при попадании на стекло прямых солнечных лучей.

В начале 1918 года парфюмерная фабрика «Товарищество Брокар и Ко» национализирована и названа Государственным мыловаренным заводом N 5. С 1 ноября 1922 года завод переименован в Государственный мыльно-парфюмерный завод «Новая Заря». В советские годы производство флакона Малевича для удешевления упростили, и он утратил игру света в ледяных трещинах.

И до Пушкина добрались

Немалое количество представленных на выставке экспонатов интересны не только как предметы искусства, но и как собственность легендарных личностей.

Так, книга «Месяцеслов» (самая маленькая рукописная книга в Нижегородской области) написана на бумаге мануфактуры Гончаровых — предков жены Александра Пушкина Натальи Гончаровой — и была, как записано чернилами на обороте верхней крышки переплета, «из библиотеки священника Доримедонтия Покровского», за которую он отдал один рубль один алтын.

Священник Доримедонт Покровский (1833-1917) человек в Нижнем Новгороде был известный. Именно о нем писал Максим Горький в повести «В людях» в эпизоде, когда Алеша Пешков пошел на исповедь.

Следующий предмет явно из серии «Скандалы. Интриги. Расследования». Своей даме сердца его подарил знаменитый оперный певец Федор Шаляпин. Веер-лилипут из слоновой кости итальянской работы конца XVIII века прославленный бас преподнес актрисе Мариинского театра (где он служил и сам), которая впоследствии стала свекровью жительницы города Горького.

Веера-лилипуты предназначались для кукол или в качестве игрушек для детей. Иногда их дарили дамам. Веер рассматривался не только как аксессуар, указывающий на принадлежность к светскому обществу, но и как орудие любовной игры. С помощью сложенного определенным образом и в различных движениях веера дамы выражали свои чувства: «Я тебя люблю», «До завтра», «Напиши мне», «Все кончено». Поэтому знать тонкости тайного языка должен был и мужчина, которому адресовались послания.

Что символизировал мопс

Безделушка, мимо которой есть риск проскочить, притулилась на втором этаже выставочного зала «Дмитриевская башня». Бонбоньерка (от французского bonbon — конфета) поступила в фонд музея в 1923 году вместе с другими личными вещами нижегородских дворян Шереметевых из их замка в Юрине («РГ-Неделя» рассказала о них в статье «Тайны героев и дуэлянтов», номер от 5 июля 2018 года).

В обиходе европейской знати бонбоньерки (конфетницы) появились в XVII-XVIII веках. Внутрь клали рассыпные конфеты, мятные лепешки для освежения дыхания. Однако внимания заслуживает форма шереметевской бонбоньерки — голова мопса.

Известно, что в европейской культуре мопс считался символом преданности, надежности. В этом качестве он стал фигурировать как эмблема масонов.

Масоны появились в Англии в XVII веке. После запрета масонства Папой Римским в 1738 году собрания вольных каменщиков стали тайными. Попасть в секретные ложи можно было, только предъявив «пропуск» — табакерку с изображением мопса. Старшие члены ордена должны были носить под одеждой серебряные медальоны с изображением пса. Бонбоньерка Шереметевых сделана в Англии в конце XVIII — начале XIX веков.

— Некоторые из нижегородских Шереметевых были масонами, — не отрицает принадлежность знаменитых аристократов к тайному обществу главный хранитель НГИАМЗ Павел Шавенков. — Но достоверной информации нет по той причине, что когда в 1822 году Александр I запретил масонские общества в Российской империи, нижегородские Шереметевы, будучи по большей части монархически настроенными, по-видимому, уничтожили все свидетельства о своей принадлежности к таким обществам.

Между тем причастность Шереметых к масонам доказывает и окно с символами масонства в Юринском замке.