В Петербурге откроется крупнейшая панорама о Великой Отечественной

Со дня на день в общественном пространстве «Севкабель Порт» откроется самая большая в стране трехмерная панорама, посвященная Великой Отечественной войне. Мы побывали на месте незадолго до окончания работ.

В Петербурге откроется крупнейшая панорама о Великой Отечественной

Автор проекта — Дмитрий Поштаренко. Его команда «Невский баталист» известна петербуржцам по «Подвигу знаменосцев» в Ленэкспо и «Прорыву» под Кировском. Но нынешняя работа многократно превосходит их по объему и силе воздействия: трехмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну» занимает две тысячи квадратных метров. Десять зон, около полусотни персонажей и очень впечатляющее погружение в атмосферу тех лет — от начала войны через главные сражения до Победы и возвращения домой.

— Мы долго думали, как объединить разные битвы Великой Отечественной. Найти человека, который прошел бы их все, невозможно, — говорит Дмитрий Поштаренко. — Родилась такая идея: наш главный герой — сельский учитель из Брянской области. Он прошел всю войну, а потом вернулся в родное село и создает там школьный музей. Собирает информацию о войне и делится ею. Его рассказ, проводящий посетителей через всю панораму, будет звучать на аудиогиде в двух вариантах — для детей и для взрослых.

Начало экспозиции — деревенский дом, из которого ушел на фронт главный герой: русская печка, старые фотографии, кружевные салфетки. Во дворе — печальная яблонька с пожухшими листьями. Поблизости разворачивается первая военная сцена. Она воссоздает подвиг артиллериста, который в июне 1941-го ценой своей жизни задержал колонну вражеской техники, в одиночку уничтожив несколько вражеских танков и бронемашин.

— Чтобы панорама не стала просто «художественной», мы используем реальные образы, — объясняет Дмитрий. — Здесь мы хотели поднять тему первых боев. Главный герой в это время будет рассказывать, что до него стали доходить письма, в которых близкие рассказывали: если бы не артиллеристы, от его деревни ничего не осталось бы: «Я узнал о подвиге этого артиллериста, подобный был и в нашей деревне»…

Как символы 1941 года — сбитый советский самолет И-16 и упавший в канаву танк КВ-2. Мимо бредут беженцы: немолодая женщина из последних сил тянет за собой телегу с вещами, ей помогает босоногий мальчишка. Рядом еще одна женская фигура — молодая мама прижимает к себе малыша.

— Это бабушка моя, баба Люся. Она в сентябре 1941-го так же уходила из Шлиссельбурга. А ребенок — старший брат моего отца, — говорит Дмитрий. — Пиджак на ней посмотрите какой хороший — из деревни, по-родному заштопан, даже фактурить не пришлось…

К правдоподобию деталей в «Невском баталисте» относятся с огромным вниманием. Мелочей нет. Проходя по залам, Дмитрий время от времени замечает: «Гимнастерка неправильная. В начале войны карманы были с прямыми уголками, а не со скошенными, надо исправить… Из разорванного шлема поролон виден. Должен быть конский волос. Переделаем…»

Следующая сцена — Лужский рубеж. В окопах кипит битва. Над траншеей нависла немецкая самоходка. Мужичок в кепке целится во врага из охотничьей двустволки. Здесь воплощена история Николая и Юрия Бойковых — отца и сына. Семнадцатилетний Юрий ушел на фронт тайком от родителей, попал во 2-ю дивизию народного ополчения. Отец, участник Гражданской войны, не был военнообязанным, но сделал все возможное, чтобы увидеть сына: добрался на фронт с подарками от райкома партии, прихватив из дома ружье. Оттуда его уже прогнать не смогли. Так отец и сын и воевали бок о бок до 9 августа 1941 года. Погибли в один день на Лужском рубеже.

С поля боя зрители попадают на Тульский завод. В центре сюжета — танкист. Он привез ремонтировать свой Т-34 (его башня висит на кран-балке), а тем временем девушка ремонтирует его самого — перевязывает раненую руку.

— Хотелось показать завод, за стенами которого шла война. Поэтому Тульский — сюда привозили технику на ремонт буквально с пылу с жару, — объясняет Дмитрий. — Это единственная позитивная зона, здесь все персонажи улыбаются: и разбирающий трофейный автомат старичок без ноги, и девушка, которая красит миномет, и рыжий парнишка, работающий за станком. Такая веселая заводская компания. Парень, кстати, слеплен с конкретного человека. Однажды на Невском пятачке к нам подошли двое мальчишек — собирали там каски, как и мы когда-то в детстве. Один из них — рыжий, детдомовский — запал мне в душу. Сделал фотку — и вот, пригодилась. Надо будет найти его, пригласить на панораму.

Сталинградская битва решена неожиданно — из окон полуразрушенной школы. Стенгазета, мирные лозунги, шахматная доска с неоконченной партией — и здесь же ожесточенный бой.

— Хотелось сделать максимально напряженную обстановку. Один солдат кидает гранату, у другого ТТ встал на затворную задержку, немец меняет магазин… За углом к стене прижалась девушка с винтовкой. Она видит в зеркале немца и понимает, что ей надо действовать. Что произойдет дальше, зритель пусть сам додумает. На дальнем полотне мы видим, что немцы обходят слева и справа, у наших очень мало шансов. Но со стороны берега спешит подмога…

Кстати, в этой локации, как бы в стенах школы, будет «выставка в выставке» — подлинные авангардные плакаты 1930-х годов Розалии Рабинович.

Следующий зал — бои на заснеженных вершинах Кавказа. Здесь тоже есть свой реальный персонаж. Главный герой «заоблачного фронта» — Михаил Бобров, почетный гражданин Петербурга, автор знаменитых «Записок военного альпиниста». Команда «Невского баталиста» не раз консультировалась с ним при создании панорам.

Форсирование Днепра — ночная композиция, исполненная драматизма и отчаяния. Здесь взрывы вздымают фонтаны воды, в щепки разлетаются лодки, борются за жизнь в темных волнах люди и кони…

Единственный зал, где нет человеческих фигур, — это концлагерь. Только колючая проволока и бьющий через нее свет.

В сцене битвы за Берлин зрители оказываются на крыше Рейхстага. Евгений Халдей с «лейкой» наперевес выставляет знаменитый кадр. На стенах — первые надписи, сделанные нашими бойцами.

— Однажды нашу панораму «Подвиг знаменосцев» посетил Даниил Гранин. Он заметил, что первые автографы на Рейхстаге были особенные — четкие, тезисные. Люди были в растерянности, Победа была чудом, объяснял он. Соответственно фразы были краткие. А уже потом, после боев в течение всего лета, бойцы оставляли там другие автографы — более многословные, обдуманные. Так вот мы решили собрать здесь те самые, первые: «Дошли!», «За отца и мать!» — комментирует Дмитрий.

Взятие Рейхстага — это еще не конец. Есть еще две зоны — улица Берлина в первые дни после войны и финал. О них создатели панорамы попросили пока не рассказывать.

— Я долго думал, как раскрыть тему героизма людей, которые возвращались с войны в руины и заново отстраивали дома, заводы, города, страну, — заключает Дмитрий Поштаренко. — Искал образ и нашел. Какой — увидите на открытии.

Справка «РГ»

Трехмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну» создается за счет президентского гранта. Бюджет проекта — 40 миллионов рублей. Билет на экспозицию будет не дороже 200 рублей. Но для большинства — детей и всех льготников — посещение будет бесплатным.

Кстати

Интересно, что крупнейшая панорама о Великой Отечественной — дело рук молодежи. Средний возраст сотрудников «Невского баталиста» — около тридцати лет.