Share Tweet Share Share Email CommentsЗнаменитые шедевры петербургского музея Фаберже
Наряду с Эрмитажем, Русским музеем, Петергофом и другими легендарными петербургскими коллекциями произведений искусства, музей Фаберже стал обязательным местом посещения для всех поклонников искусства и истории эпохи династии Романовых. Основу экспозиции музея составляет коллекция драгоценностей Фаберже, которую в 2004 году российский олигарх Виктор Вексельберг выкупил за 100 миллионов долларов у семьи Форбс.
Сегодня в этом музее хранятся драгоценные яйца императорской династии и другие объекты Фаберже, созданные для царей Александра IIIи Николая II, а также украшения, сделанные другими ювелирами для императорской семьи.Вот некоторые из экспонатов музея, представляющих особый интерес.
Пасхальное яйцо «Курочка»
Это было первое из легендарных пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже. Оно было заказано Александром III для его жены Марии Федоровны и изготовлено из золота, рубинов и эмали. Ювелир воспроизвел французское пасхальное яйцо начала 18 столетия, принадлежавшее датской королевской семье (российская императрица была по рождению датской принцессой). Историки утверждают, что император лично участвовал в разработке этого шедевра вместе с Фаберже.
Пасхальное яйцо «Коронация»
Одно из самых роскошных платиновых яиц с бриллиантами, рубинами, эмалью и особым сюрпризом в виде кареты, прячущейся внутри, было посвящено коронации Николая II, который подарил его своей супруге Александре Федоровне на Пасху в 1897 году. Карета представляет собой точную копию выезда императрицы Екатерины Великой со всеми движущимися частями. Это произведение хранилось в Оружейной Палате Московского Кремля до 1927 года, когда большевики продали его. В конце 1970-х годов яйцо «Коронация» попало в коллекцию Майкла Форбса, а сегодня оно снова хранится и выставляется в России.
Яйцо «Орден Святого Георгия»
Это пасхальное яйцо стало последним, которое император Николай IIподарил своей матери Марии Федоровне в 1916 году. С двух сторон на его поверхности имеются кнопки. Если на них нажать, вместо крестов Святого Георгия появляются портреты самого царя и его сына Алексея. Это был единственный предмет из императорской коллекции Фаберже, который Мария Федоровна взяла с собой, когда отправлялась в эмиграцию.
Ожерелье-браслет (по заказу Эмануэля Нобеля)
Этот шедевр ювелирного мастерства, заказанный российским нефтяным магнатом Эммануэлем Нобелем, племянником изобретателя динамита Альфреда Нобеля, был изготовлен из пластин горного хрусталя. Каждая из пластин помещена в платиновую оправу и украшена рисунком в виде «морозного узора» из бриллиантовых «роз». Ожерелье можно разделить таким образом, что оно превращается в два браслета.
Предметы из эмали в сине-желтую «жокейскую» полоску
Барон Леопольд де Ротшильд был одним из главных клиентов фирмы Фаберже. Создавая различные предметы по его заказу, мастера использовали цвета формы, в которой выступали его жокеи. Барон дарил эти чудесные произведения своим друзьям на скачках, которые проходили в Ньюмаркете, Аскоте или Дерби. В музее в настоящее время имеется карандаш, часы, бланк для печати и коробка для сигар из этой коллекции.
Фигурка танцующего мужика
После пасхальных яиц, человеческие фигуры Фаберже являются самыми прекрасными произведениямиэтой ювелирной фирмы. Они представляют собой сложные мозаики из российских самоцветов: кварцита, песчаника, яшмы и пурпурина. Глаза инкрустированы светло-голубыми сапфирами, а пояс изготовлен из золота. Император Николай IIкупил эту фигуру в 1910 году. Всего было изготовлено 50 подобных произведений.
Фигура слона с башней на спине
Эти фигуры содержат намек на иконографию высшей государственной награды Дании, родины императрицы Марии Федоровны, ордена Слона. Слоны были изготовлены из самоцветов, нефрита, боуэнита, яшмы и кварца, а башни — из золота с эмалевыми украшениями. Фигура, изображенная на снимке, выполнена из дымчатого кварца, а кроме того, на ней нанесено имя главного ювелира фирмы Фаберже Михаила Перхина. Царская чета приобрела это произведение для поездки в Копенгаген в 1890 году.
Ковш Федора Рюкера
Работы студии московского художника по эмали Федора Рюкера часто приобретали в качестве дипломатических подарков. Одним из таких подарков был ковш, который Императорское общество по популяризации лошадиных бегов подарило американскому промышленнику С. Биллингсу, когда его лошадь Лу Диллон выиграла московские скачки.
Триптих «Казанская божья матерь, Святитель Николай и Царица Александра»
Фаберже получил заказ на изготовление этого триптиха в 1894 году к свадьбе будущего императора Николая II и принцессы Аликс Гессен-Дармштадтской, которая в православии приняла имя Александра Федоровна. В центре находится образ Казанской Божией Матери, покровительницы России, а по бокам — Святитель Николай и Царица Александра, святые покровители Николая IIи Александры Федоровны.
Чайный и кофейный сервиз компании Игнатия Сазикова
Чайный и кофейный сервиз в «русском стиле» был изготовлен в 1848 году конкурентом фирмы Фаберже, компанией Игнатия Сазикова, по случаю свадьбы сына императора Николая I, великого князя Константина Николаевича. Это украшение включает элементы византийской эстетики и древнерусского орнамента, а также выгравированные инициалы великого князя. Это был первый свадебный сервиз, заказанный у российского ювелира. Ранее подобные заказы делали исключительно англичанам.