Подборка фильмов, которые понравятся всем, кто обожает «Амели»

«Невероятная судьба Амели Пулен» (так звучит полное название фильма) — на редкость жизнеутверждающая кинокартина Жан-Пьера Жёне. Это простая, но увлекательная история о наивной французской девушке, которая выступает олицетворением кармы, воздающей за зло (главный антагонист — продавец фруктов и овощей). А ещё она отправляет в путешествие по миру садового гнома и находит радости в простых мелочах, любит надламывать чайной ложечкой корку крем-брюле и пускать «блинчики» по каналу Сен-Мартен. Актриса, воплотившая на экране удивительную героиню, — прекрасная Одри Тоту.

Фильм «Амели» уникален и для творчества самого Жёне. Свои предыдущие картины («Деликатесы», «Город потерянных детей», «Чужой: Воскрешение») он снял на более мрачную тематику. Они тоже шедевральны, но лишены лёгкости и беззаботности, которой пронизана «Амели».

Есть элементы, превратившие этот фильм в уникальное явление кинематографии: его стиль, конфетная цветовая палитра, детское изумление Тоту и её неуловимое актёрское очарование, её искания и тайны, витающий в атмосфере магический реализм и постмодернизм, а также саундтреки Яна Тьерсена. Хотя более всего причуды героини подпитаны желанием любить и быть любимой, что в свою очередь создаёт необычайно тёплое чувство.

«Амели» — это утешительно-воодушевляющее средство, рекомендованное к просмотру, когда в мире не всё в порядке. Список фильмов составлен в попытке рекомендовать нечто похожее, хотя мы-то знаем, что аналога «Амели» просто не существует.

Субмарина / Submarine (2010)

История, изумительно сочетающая причудливую комедию и согревающую сердце драму. Уютный и яркий дебютный фильм Ричарда Айоади о 15-летнем подростке Оливере Тейте, который со всей непосредственностью делится своими сокровенными мыслями и желаниями. Он ещё не нашёл своё место во Вселенной, старается спасти брак родителей и мечтает лишиться девственности в объятиях любимой девушки Джорданы.

Есть момент — хотя и небольшой, — который позволяет обозначить сходство между «Субмариной» и «Амели». Главные герои из обеих картин представляют в фантазиях собственные похороны. Это отражает желание героев быть любимыми и их глубокую неуверенность, которую они оба проявляют по-разному. Оливер скрывает её за ложной уверенностью. Использование цветовой гаммы в этом фильме также продумано: Оливер — в синем, а Джордана — в красном. По мере развития его чувств начинают преобладать оттенки красного.

Дрянная девчонка / Yeopgijeogin geunyeo (2001)

Повествование следует за романтическими злоключениями парня Кён-у, который после недоразумения становится бойфрендом юной леди, чья любимая фраза: «Хочешь умереть?!». Хотя эта девушка и приносит в его жизнь много стресса, для него это бегство от скучного существования.

Кён-у пассивен и кроток, а девушка берёт на себя традиционно мужскую роль и постоянно втягивает его в переделки, но картина на всём протяжении не теряет своей главной особенности — романтичности, поэтому каждая смешная ситуация отдаёт теплотой. В финале послевкусие картины в точности как после «Амели».

«Дрянная девчонка» — самая кассовая из корейских комедий. На этот фильм сняли американский и индийский ремейк, но лучше смотреть оригинал.

Шоколад / Chocolat (2000)

Лассе Халльстрём снял этот фильм по мотивам одноимённого романа Джоанн Харрис. «Шоколад» — история о том, как в один очень ветреный день в маленький французский городок приезжает молодая женщина Виен со своей дочерью. Она арендует помещение, бывшей закусочной и открывает шоколадницу. Размеренная и строго регламентированная жизнь местного общества изменится самым разным и интересным образом. Взгляды на жизнь Виен тоже переменятся. Главные роли исполнили Жюльет Бинош и Джонни Депп. В этом фильме волшебство витает в воздухе вместе с ароматом шоколада, а в лице Виен можно увидеть выросшую Амели.

Любовное настроение / Hua yang de nian hua (2000)

«Любовное настроение» — артхаусная мелодрама Вонга Карвая, признанная одним из самых выдающихся достижений мирового киноискусства за последние десятилетия. Лента, полностью покоряющая своей мягкостью, необыкновенной красотой и чувственностью. Действие разворачивается в колониальном Гонконге 1962 года. Чоу и Су (Тони Леунг, Мэгги Чеунг), живущие в соседних квартирах, узнают о том, что их вторые половинки завели роман. Что же им делать? Может, отомстить? Но они не такие. Это сдержанный эротизм, где желание сохраняется в полной секретности. Любовь навсегда остаётся тайной.

Значительная повествовательная часть в этом фильме возложена на негласное общение персонажей через язык тела и неявные намёки. Су также застенчива, как Амели и жаждет той жизни, которая от неё ускользает. Яркие краски, особенно цветовая гамма платьев Су, также важны, как и палитра в «Амели».

Милая Фрэнсис / Frances Ha (2012)

Ной Баубах сам пишет к своим фильмам умные сценарии об умных людях, обсуждающих умные идеи. Его достойные цитирования и важничающие герои из картин «Забыть и вспомнить», «Кальмар и Кит», «Гринберг» отталкивают часть аудитории, производя холодно-циничное впечатление. Сценарий к «Милой Фрэнсис» он написал в соавторстве с исполнительницей главной роли Гретой Гервиг. Поэтому вместо депрессивного хипстера на этот раз главный персонаж — женщина.

Фрэнсис в исполнении Греты Гервиг — неуклюжая молодая особа, со щенячьим энтузиазмом пускающаяся за своими неосуществимыми фантазиями. Это дурманящее откровение, ураган кипучего юношеского духа, ода кризису четверти жизни и взрослению.

От Амели Тоту она отличается большей открытостью и слепой уверенностью в несбыточное, но это ещё одна знаковая женская роль в современном кино. В ошибках Фрэнсис зритель узнаёт свои промахи, её неудачи вызывают сочувствие, а её победы хочется праздновать. Хотя Париж, показанный в «Милой Фрэнсис» (зря она туда поехала), это противоположность города Жёне: чёрно-белый, скучный и неинтересный.

Полночь в Париже / Midnight in Paris (2011)

Вуди Аллен, снявший этот кассовый хит, использовал элементы фантастики и магического реализма, чтобы помочь зрителям лучше понять своих персонажей. Главный герой этой комедийной мелодрамы — Гил Пендер, писатель, который отправляется со своей возлюбленной в Париж и неожиданно переносится в 1920-е годы. «Город огней» предстаёт романтичным местом, купающимся в богатых тёплых тонах. Съёмка велась на 35 мм плёнку Kodak, затем материал прошёл цифровую обработку с использованием технологии Digital Intermediate. Фильм просто шикарный. Ближе к концу он подводит зрителя к мысли, что, возможно, мечтателям иногда нужно становится реалистами, но это не означает, что они больше не могут мечтать.

Взбалмошная мечтательница Адриана в исполнении Марион Котийяр — та самая романтическая особа, которую можно сравнить с Амели. Обе французские актрисы Котийяр и Тоту устали от постоянного сопоставления, но тут ничего не поделать.

Братья Блум / The Brothers Bloom (2008)

Авантюристы братья Стивен (Марк Руффало) и Блум (Эдриен Броуди) вместе с красивой и эксцентричной наследницей Пенелопой (Рэйчел Вайс) составляют ядро этого пронизанного сюрреализмом фильма. В криминальной комедии Райана Джонсона есть элемент из «Амели», который почти невозможно реплицировать. Он заключается в том, что структура фильма состоит из различных нитей, которые, хотя и взаимосвязаны, служат отдельными краткими историями. Одни нити длиннее и содержательнее других — самая длинная связана с загадочным человеком в фотоальбоме, окончательное раскрытие которого связывает всё. А социально неадаптированная Пенелопа могла бы стать подходящей, хотя и британской, заменой Амели.

Крупная рыба / Big Fish (2003)

Тим Бёртон с большим талантом привносит в свои фильмы таинственность и волшебство, что мы можем наблюдать и в «Крупной рыбе». Прагматичный Уилл не ценит истории своего отца, прослывшего большим выдумщиком. Но чем ближе смерть, тем больше старик хочет заразить сына любовью к небылицам. Сначала Уилл отделяет факты от вымысла в фантастических историях своего отца, но в итоге видит ценность в его сказках, когда понимает, что в них больше правды, чем он предполагал. Это самое яркое и красочное произведение Бёртона пронизано волшебством и сюрреализмом, что делает его таким особенным и созвучным «Амели». Обе картины не типичны для фильмографии своих режиссёров, вдруг ушедших от тени и раскрывших свои романтическую сторону.

Актриса тысячелетия / Sennen joyu (2001)

Все работы Сатоси Кона по-своему невероятны, но «Актриса тысячелетия» стоит на порядок выше. Она менее цинична, чем «Совершенная грусть» (1998), и больше полагается на реальность, чем «Паприка» (2006). Это аниме в стиле «фильм в фильме» о том, как у пожилой актрисы-затворницы берут интервью о её карьере. В рассказе бывшей дивы сплелись воспоминания о реальных историях из жизни и о ролях, которые она играла, в совершенно разных жанрах — от самурайского кино до научной фантастики.

Через всю путаницу в её воспоминаниях проходит одно стремление, которым актриса жила всю жизнь: она стремится вернуть ключ художнику, в которого влюбилась много лет назад. В «Актрисы тысячелетия» присутствует доля собственного причудливого постмодернизма и эта фантастическая история сопоставима с «Амели».

Двойная жизнь Вероники / La Double vie de Veronique (1991)

Кшиштоф Кесьлёвский снял этот фильм после высоко оценённого «Декалога» и до знаменитого цикла фильмов «Три цвета». «Двойная жизнь Вероники» сильно отличается и от предыдущей, и от последующих работ кинорежиссёра. Она снята в более мягком и почти в позитивном русле. Возможно, падение железного занавеса на короткий период подняло строение польского режиссёра.

В этой фантастической драме две удивительно похожие молодые женщины живут в двух разных странах — Вероника в Польше, а Вероник во Франции. Роли обеих исполнила Ирен Жакоб, которую назвали лучшей актрисой на Каннском фестивале 1991 года. Режиссёр говорил, что предмет этого фильма, «царство суеверий, ворожбы, предчувствий, грёз — того, что составляет внутреннюю жизнь личности и что сложнее всего запечатлеть на плёнку». И это определение перекликается с Амели, живущей мире собственных грёз, воспоминаний и фантазий.

Бонус — ещё десять фильмов с похожим настроением:

1. «Ахап Ереч» Роальда Даля / Roald Dahl's Esio Trot (2015)

Рейтинг на Кинопоиске — недостаточно оценок; IMDb — 7

2. Невероятное путешествие мистера Спивета / The Young and Prodigious T.S. Spivet (2013)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,4; IMDb — 7,1

3. Артист / The Artist (2011)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,9; IMDb — 7,9

4. Тост / Toast (2010)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,9; IMDb — 6,7

5. Беззаботная / Happy-Go-Lucky (2008)

Рейтинг на Кинопоиске — 6,6; IMDb — 7

6. Мисс Петтигрю / Miss Pettigrew Lives for a Day (2008)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,2; IMDb — 7,1

7. Поезд на Дарджилинг / The Darjeeling Limited (2007)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,1; IMDb — 7,2

8. Запределье / The Fall (2006)

Рейтинг на Кинопоиске — 7,6; IMDb — 7,9

17.03.2018