К совместному проекту министерства науки и высшего образования и московского департамента образования присоединяются Санкт-Петербург, Республики Карелия, Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Пермский край, Новосибирская и Ивановская области.
Напомним, «Академический класс» — разновидность предпрофессионального обучения. В Москве такие классы существуют уже три года: это 13 школ и более 800 обучающихся. В проекте участвуют 23 научных института и 14 федеральных вузов. Еще накануне учебного года министр науки и высшего образования Михаил Котюков заявил, что он, скорее всего, выйдет за рамки столицы. И вот решение принято. Пилотные регионы включатся в работу с 2020 года.
На занятиях в «академических классах» старшеклассники не просто знакомятся с разными науками — с головой погружаются в научную и проектную деятельность. Информационные технологии, медицина, инженерное дело… Программы учебных предметов дополняют серьезные исследовательские практикумы. Школьники работают на современном лабораторном оборудовании, используя не только возможности школы, но и ресурсы компаний-партнеров. А помогают им ученые — профессора и академики.
Кстати, результаты своей работы школьники представляют на открытой городской научно-практической конференции: в этом году выступили уже более 500 школьников.
Академклассы могут открываться не только в школах, но и на базе научно-образовательных центров, которые создаются в рамках нацпроекта «Наука». По мнению министра Михаила Котюкова, это поспособствует объединению ресурсов вузов, научных организаций и бизнеса и поможет подготовить мотивированных специалистов для экономики региона.
Что нужно школе, чтобы попасть в проект? Администрация должна подтвердить полную готовность к запуску дополнительного образовательного модуля, определиться с партнерами — научными и образовательными. И только после строгого отбора в школе могут заработать академклассы.
Учебные программы в академических классах дополняют серьезные исследовательские практикумы. Помогают школьникам профессора и академики
Проект полезен всем. Ученики получают доступ к современному оборудованию и технологиям. Вузы присматриваются к потенциальным абитуриентам, а работодатели могут мотивировать старшеклассников.
— Мы готовим кадры для высокотехнологичных отраслей науки и производства. Взаимодействуя со школами, мы можем выстроить такую систему подготовки, которая даст нам достаточно подготовленных абитуриентов, — говорит директор Института тонких химических технологий им. Ломоносова РТУ МИРЭА Михаил Маслов.
По мнению директора Института общей и неорганической химии им. Курнакова РАН Владимира Иванова, самое важное в академклассах — внимание к проектной работе школьников. «Мы не ставим им отвлеченные задачи: ребята фактически работают по тем же направлениям, что и ученые», — отмечает член-корреспондент РАН. — Именно такая работа дает свои результаты.