Пробную партию машин марки Lada выпустил Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ).
Об этом на днях написали украинские СМИ, ссылаясь на пресс-секретаря корпорации «Укравто» Дмитрия Скляренко. О серийном производстве тот, впрочем, ничего журналистам не сказал. Известно, что сейчас предприятие занимается сборкой Lada Largus, а в будущем может выпустить Lada Vesta и Lada Xray.
Как напомнил в беседе с Nation News автоэксперт Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», на предприятии уже давно царит запустение, поэтому новость очень неоднозначна.
«Насколько я знаю от своих украинских коллег, на самом ЗАЗе никакого движения не происходит. Там давно поувольняли почти всех сотрудников, предприятие готовилось к продаже, и сейчас мне непонятно — то ли действительно ведется сборка, то ли эта сборка только будет начинаться, то ли она стартует без особого афиширования, полуподпольно», — сказал он.
Потенциально у Lada есть спрос. Но, с другой стороны, многие — возможно, миллионы украинцев — этой новости не обрадуются и заклеймят позором это предприятие и владельцев, считает Максим. И, кстати, не секрет, что переговоры о выпуске велись и раньше. Есть возможность, отмечает он, что сами владельцы ЗАЗа могут сделать деньги на выпуске этих машин. Несложно и набрать работников.
«Но у меня большие сомнения. Судя по обстановке, может создаться такая волна, какая уже была: «Не заправляйтесь на «Лукойле»! Не ходите в «Сбербанк»! И даже если и есть желание — мало кто захочет купить «Весту» или «Гранту» — чтоб ночью в машине окна не побили», — пояснил собеседник.
ЗАЗ пришел в упадок еще в 2014-м, добавил он: сокращалось производство, увольнялись люди, какие-то помещения стояли в запустении. А после Майдана стало и того хуже.
«Новость о том, что там можно начать сборку — неожиданная. Ничего хорошего на ЗАЗе не было, а были проблемы, давно», — констатирует автоэксперт.
Кстати, если уж машины и появятся, то только для самой Украины, а не для Европы, добавил он.
Крымский политолог Александр Форманчук считает, что идея попробовать восстановить окончательно разрушенный автопром очень правильная. Жаль только, что желание возродить производство существует только в головах отдельных людей. Многие, говорит собеседник, рискуют столкнуться с тем, с чем столкнулся новый премьер Украины Денис Шмыгаль, который в первый же день своего избрания заявил о необходимости подачи воды в Крым. За это его немедленно атаковали.
«Поэтому любая попытка что-то сделать для экономики Украины полезное на российском направлении все-таки не дотягивает до сегодняшнего уровня понимания этой необходимости — в том массовом сознании, которое сегодня наэлектризовано антироссийской риторикой. С сожалением говорю об этом. Любая идея нормализации отношений с Россией натыкается на жесткое неприятие. И в ближайшие годы такая реальность, увы, будет доминировать», — отмечает политик.