Одним из главных достижений Владимира Путина на посту Президента называют рост благосостояния граждан по сравнению с лихими девяностыми и советскими временами. Часто можно увидеть тезис про «дворы, заставленные машинами» как доказательство сытной и богатой жизни россиян. Мы постарались разобраться, действительно ли это так или корни автомобилизации в чем-то другом.В советские времена автомобиль считался предметом роскоши, поэтому в новой России ничто так не подчеркивало социальный статус человека как иномарка или, на худой конец, новенькая «Лада». Уже в девяностые в страну хлынул поток подержанных авто из США и Европы, а в 2000-е Россия стала крупнейшим автомобильным рынком Европы. В 2008 и 2012 годах продажи чуть-чуть не дотягивали до 3 млн новых машин в год.
Жить стало лучше, жить стало веселей?
Безусловно, рекордные цифры продаж были бы невозможны без значительного роста уровня жизни в стране, но не стоит забывать и что они совпали по времени с двумя пиками цен на нефть. Кроме того, в девяностые и начале двухтысячных автомобиль можно было купить только на свои, а в 2017 году 50% новых авто были приобретены в кредит, в том числе, с государственной поддержкой.По числу автомобилей на 1000 жителей Россия с 305 машинами по-прежнему в два раза отстает от Италии, Канады и Финляндии, а от США, где своя машина является неизменным атрибутом американского образа жизни – почти в три раза. Тройка самых популярных марок авто в России – бюджетные Лада, Hyundai иRenault, а в той же Германии – Volkswagen, Mercedes-Benz иAudi.
Очевидно, что значительная часть покупателей берут в кредит бюджетные авто, нередко в минимальных комплектациях. В этом плане российский рынок больше похож на бразильский или индийский, чем на английский или австрийский. Для многих в провинции машина становится источником дополнительного заработка, а иногда и единственной возможностью в любое время добраться до магазина или больницы.
Городское пространство и общественный транспорт
«Заставленные машинами дворы» вызывают не только гордость некоторых патриотов, но и справедливый гнев дворовой общественности, скучающей по старым временам. В той же Европе эти времена никуда не ушли – развитие инфраструктуры паркингов, строительство «закрытых дворов» и введение платы за парковку позволяют сделать дворы для людей, а не для автомобилей.Аналогично и с городской средой: проблемы с парковкой, знакомые жителю любого более-менее крупного российского города, совершенно немыслимы где-нибудь в Швеции. Но там каждому придется заплатить за право оставить свое машину, а также есть возможность воспользоваться удобным и современным общественным транспортом, которыйПостроенная в советские годы инфраструктура попросту не справляется с увеличением в разы количества автомобилей, а новая возводится крайне медленно и неравномерно. То же самое и с общественным транспортом, который в силу низкого комфорта и плохой организации сложно даже рассматривать в качестве альтернативы для собственного авто, за исключением Москвы и ряда крупных городов.