Церковное новолетие — праздник, название которого говорит само за себя. Это время, когда церковный календарь начинается заново и все праздники повторяются. У этого события есть важные особенности, о которых стоит знать каждому верующему.
Это событие имеет непереходящую дату, то есть каждый год она одна и та же — 14 сентября. Альтернативное название новолетия — начало индикта. По сути это церковный новый год, который на Руси им и являлся. Последним праздником церковного календаря является Успение Богородицы 28 августа, а первым всегда становится Рождество Божией Матери 21 сентября.
- История и смысл праздника Церковное новолетие 14 сентября начало индикта
- Что такое инди́кт?
- Церковный календарь и богослужебный круг
- Традиции празднования новолетия на Руси
- Молитвы 14 сентября: Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
- Видео: церковное Новолетие
История и смысл праздника Церковное новолетие 14 сентября начало индикта
Летосчисление в раннем христианстве всегда начиналось с 1 сентября, что по новому стилю соответствует 14 числу того же месяца. Именно поэтому праздник называется началом индикта, то есть началом нового периода, индиктиона.
Индикт нового лета. Икона XVI–XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вполне очевидной является причина, по которой в качестве первого праздника выбрано Рождение Богородицы: именно с этого события начинается новая история нашего мира. Без Девы Марии не начался бы путь Иисуса Христа, поэтому евангельская история начинается с ее появления на свет.
Что такое инди́кт?
Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.
Церковный календарь и богослужебный круг
14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.
Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.
Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.
Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие
Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы(15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.
Традиции празднования новолетия на Руси
После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:
На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.
Молитвы 14 сентября: Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.