Фото: pixabay.com
Что будет с армянскими машинами в России в 2020 году, знают лишь эксперты в этой отрасли, но и их мнения могут не сходиться единогласно. Обновлённые таможенные нормы по «растаможке» машин, ввозимых из стран, не входящих в Евроазиатский экономический союз, направлены на дополнительную прибыль самих поставщиков. Вложения в такие машины не оправдает себя. В 2015 году Армения вошла в состав ЕАЭС. Однако страна не сразу обрела полный пакет полномочий, характерных для каждой из стран-участниц данного объединения: ей назначили «испытательный срок» до 5 лет.
За эту пятилетку страна ввезла огромный объём товаров – на основании условий и положений, изложенных в своём и международном законодательстве. До 2020 года действуют таможенные взносы на ввоз авто из стран «третьего мира» по прежним расценкам – не более 10%. В странах, входящих в ЕАЭС этот показатель втрое-впятеро больше. В 2020 году ввоз машин в Армению подчинится обновлённым нормативам данного союза. В 2018 году численность ввезённых в эту страну машин увеличилось на 71,2% — по сравнению с 2017 годом. В сравнении же с 2016 годом этот показатель почти достиг 300%-й отметки. Напомним, в 2016 году в Армению поставлено 16887 автомобилей, в 2017-м – уже 39282, в 2018-м – 67255. В страну ввозятся преимущественно американские, японские, южнокорейские, немецкие и грузинские авто. Но темпы импорта в 2020 году существенно снизятся. Поставщики, предвидя такое, стремятся перевыполнить план «по армянам» на годы вперёд, часть сделок заключается в кредит. Последняя группа – «кредитные» поставщики – очень рискуют: не все из них с лихвой окупят, учитывая кредитные ставки от 20 и более процентов годовых.
Начало 2020 года ознаменуется новыми таможенными ограничениями, касающимися ввоза авто из стран «третьего мира». Для машин 3-летней давности с примерной ценой в 8500 евро переправка через таможню производится с налогом в 54% — от стоимости каждого авто. Сейчас всё ещё действует налог размером в 32%. За каждый кубический сантиметр рабочей камеры двигателя налог составляет не меньше 2,5 евро. Обе ставки учитываются так, что взаиморасчёт возможен лишь по предельно высокому нормативу.
Что касается машин, цена на которые опережает 8500 евро в соответствующем пересчёте, но не выходит за предел в 16,7 тыс. евро, таможня с них взыщет свои 48%, но не меньше 3,5 евро за каждый кубический сантиметр рабочего отсека мотора. У машин, чья цена опережает 42300, но не выходит за рамку 84500 евро, растаможивание также установится в размере 48% от стоимости каждой машины, но не менее 5,5 евро за каждый рабочий кубический сантиметр двигателя.
Также таможенные сборы возрастут, в частности, для легковых авто с мотором помощнее. Но эти машины должны проработать не менее 5 лет. За машины, проработавшие больше пятилетки, чей рабочий объём мотора более 2,3 литра, но менее 3, растаможивание составит 5 евро за каждый рабочий миллилитр в двигателе. У машин, чей мотор превышает объём в 3 л, расчёт – по 5,7 евро за каждый рабочий миллилитр. В общем, сегодняшние нормативы, принятые негласно, завтра переоценятся по возрасту машины и мощности её мотора.
Армения ввозит на свою территорию подержанные авто из стран «третьего мира». Из-за, по сути, новых санкций «автобизнес» потеряет окупаемость, и автосалоны, реализующие данные машины, отойдут от своего дела. Физические лица – ИП в роли поставщиков автомобилей, которых на Армению развелось уже 25 тысяч, подсуетились – из «живых» останется всего лишь тысяча автодилеров.
Фото: pixabay.com
Эксперты армянского авторынка утверждают, что влезать в кредитные «автосделки» незачем – покупателю легче заплатить за новое авто в 15 тыс. евро, чем купить 3…5-летнее подержанное за 10 тысяч. За январь подорожание случится, часть покупателей, не заметив подвоха, попадутся на эту удочку, однако в целом реальное положение рынка стабилизируется, и скупка автомобилей по завышенным ценам прекратится. Возможно, Армения воспользуется таким решением, и пригласит ведущих автопроизводителей, чтобы они позволили им собирать авто внутри этой страны — а не в Китае или где-то ещё.