Рассказываем о специалистах, которые во время войны строили и разминировали рельсы. Да и в мирное время у них не менее ответственная работа. День железнодорожных войск 2020 в России — серьезный и важный праздник
Ирина КарелинаЖурналист «КП» Служить в железнодорожных войсках (ЖДВ) так же почетно, как и, например, в морской пехоте. Эти спецвойска обеспечивают тыл армии, отвечают за обороноспособность и национальную безопасность нашего государства.
Когда отмечается День железнодорожных войск
День железнодорожных войск 2020 в России отмечается 6 августа. Эта дата закреплена за праздником с 1996 года, когда было подписано соответствующее распоряжение президента РФ. История праздника Интенсивное развитие ж/д транспорта послужило появлению специальных воинских формирований. Император Николай I своим указом создал первые не только в России, но и в мире железнодорожные войска. Это произошло 6 августа 1851 года. В 17 рот вошли 4340 человек, которым поручили заниматься охраной и эксплуатированием ж/д путей.
В начале ХХ века у Российской империи были одни из самых крупных и лучших в мире железнодорожных войск. Они насчитывали 12 батальонов, сведенных в четыре ж/д бригады: Барановичскую (от названия города, который сейчас находится в Белоруси), Туркестанскую, Уссурийскую и Заамурскую.
Во время Великой Отечественной войны солдаты ЖДВ вместе с гражданскими работниками проложили более 120 тыс. км рельсов, построили 15 тысяч защитных сооружений и три тысячи мостов. Они разминировали ж/д пути и обеспечивали поддержку почти всех наступательных и оборонительных операций. А когда пришло мирное время, восстанавливали разрушенную железную дорогу, прокладывали и электрифицировали новые магистрали. Кстати, железнодорожные войска на гражданке также называют транспортными.
Традиции праздника День железнодорожных войск 2020 — это профессиональный праздник военнослужащих, а также гражданских служащих и рабочих ЖДВ. Его отмечают, как правило, награждением лучших, концертами и различными торжественными событиями. Так, например, в 2019 году на территории ж/д соединения Южного военного округа в Волгоградской области установили бюст императору Николаю I как основателю железнодорожных войск. В рамках открытия монумента состоялся митинг с выносом Государственного флага РФ и Боевого знамени под музыку военного оркестра.
Торжественные мероприятия в День железнодорожных войск часто проходят в местах, где установлены памятные монументы. Например, в городе Кунгуре на Урале в военные собираются на стадионе, рядом с которым возвышается стела в честь павших воинов-железнодорожников. В Нижнем Тагиле — на площади перед мемориалом с именами погибших. В Москве такие монументы и памятные плиты есть на ж/д станции «Канатчиково» и исторической площадке «Паровозное депо Подмосковная», в музее натурной железнодорожной техники, возле Белорусского вокзала и нескольких локомотивных депо.
Чем занимаются железнодорожные войска сейчас Главная задача железнодорожных войск — обеспечение бесперебойного функционирования ж/д путей. Они должны моментально реагировать на чрезвычайные ситуации и помогать МЧС быстро ликвидировать их последствия. Кроме того, военные занимаются прокладыванием ж/д магистралей вместе с гражданскими работниками. Один из наиболее ярких примеров — строительство «стальной ветки» в обход Украины.
Во время этого совместного труда с ОАО РЖД железнодорожные войска выполнили колоссальный объём работ с большим опережением от первоначального графика. Объект был сдан на год раньше — прямо к профессиональному празднику 6 августа 2017 года. За это министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил ударникам труда высокую государственную награду — орден Жукова.
Современные транспортные войска состоят из Главного управления и многочисленных управлений военных округов. Железнодорожные бригады находятся в постоянной готовности к экстренным действиям. Они отличаются высоким уровнем профессионализма специалистов и хорошей технической оснащенностью. Средства инженерного вооружения позволяют свести к минимуму ручной труд и постоянно повышать производительность. Поэтому многие объекты сдаются досрочно без потери в качестве. Важная работа ЖДВ России ведется постоянно: за последние годы отремонтированы и построены сотни километров дорог.
Как попасть в железнодорожные войска Можно поступить в Военно-транспортный университет, специализированное училище или пройти трехмесячные курсы в учебном центре ЖДВ. По учебному полигону здесь ездят не на танках, а на машинах-путеукладчиках. Специальности, которые здесь получают, востребованы и на гражданке. Это, например, машинист, крановщик и т.д.
Интересные факты о железнодорожных войсках
- Гордость железнодорожных войск России — бронепоезд «Байкал», похожий на маленькую крепость. Для самообороны у него есть зенитный комплекс, чтобы отбивать удары с воздуха, автоматический гранатомет, пулемет и даже танк. От вражеских пуль его защищает броня толщиной 200 мм, от подрыва на минах — передние платформы прикрытия. А еще «Байкал» оснащен «глушилкой» радиосигналов.
- Дальним родственником семафора был шар, который лебедкой поднимали наверх. Машинист видел его — значит, можно ехать. Управляли конструкцией солдаты-сигналисты. Чтобы система работала, их ставили вдоль всей дороги через каждые пару километров.
- Русский ученый Яков Гордиенко первым создал механическую централизацию стрелок. Это было в 1880-х годах. Также он изобрел модель семафора, которую применяют по сей день. До этого пользовались английской версией.
Фото на обложке: globallookpress.com