В Минобрнауки намерены разрешить получение высшего образования на дому. Жители страны смогут получать дипломы о высшем образовании, не посещая лекции и семинары в вузах.
ВКонтактеFacebook Одноклассники Twitter
В России уже в этом году может быть узаконено «высшее самообразование», то есть возможность получить соответствующий диплом без обязательных посещений лекций и семинаров в стенах вуза. По задумке «домашнее высшее» должно обойтись в разы дешевле, учитывая, какое количество книг, знаний и онлайн-курсов доступно в Интернете. Главный вопрос теперь, а каким должен быть экзамен, чтобы подтвердить необходимый уровень знаний.
Главный эрудит России раскрывает секрет Вассермана: дистанционно можно овладеть любым знанием. Но только если новые факты ложатся не хаотично. А словно паззлы — в мозаику классического образования.
— Имея образование, нацеленное на понимание закономерностей, можно доучиться. Физиком-экспериментатором — никак не получится, — считает Анатолий Вассерман.
Физики-экспериментаторы хотя бы не нанесут вред. Но как доверить свою жизнь медикам, которые учились держать скальпель по роликам из интернета? Впрочем, в Минобрнауки к идее узаконить высшее самообразование подошли всерьез. Необходимо внести изменения в закон об образовании, считают в ведомстве.
— Предусмотрена разработка нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру признания результатов самообразования, а также их зачета в образовательных программах среднего профессионального и высшего образования, — считают в Минобонауки.
Как все будет выглядеть на практике — пока неясно. Вероятно, предполагается, что «домашний студент» штудирует учебники, смотрит онлайн-курсы, а потом сдает экзамены. Кто и где их будет принимать — непонятно. Сейчас получить диплом, не обучаясь в вузе — невозможно. И это хорошо, уверены педагоги. Иначе произойдет инфляция высшего образования.
— Очное обучение — это важнейшая форма не только получения знаний. Это форма общения с преподавателями. Это будет ухудшение высшего образования в России, — убежден Михаил Эскиндаров, ректор Финансового Университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор.
Один из главных аргументов Минобрнауки: реформа необходима «для стимулирования граждан к получению образования в рамках федеральной программы «Новые возможности для каждого».
Но Россия и сейчас по числу выпускников вузов на втором месте в мире после Канады. Это рейтинг Организации экономического сотрудничества и развития.
Вопрос именно в качестве обучения. Которое, в данном случае пытаются заменить количественным показателем. При этом дистанционные курсы при вузах есть давно. Но только как дополнение к основному образованию. Роль наставника переоценить невозможно.
— Цифровой курс никогда не вытеснит живого профессора. Но он даст основу, чтобы в десятки раз расширить платформу образования, — говорит основатель и ректор Национального исследовательского университета «ВШЭ» Ярослав Кузьминов.
Попытки узаконить домашнее самообразование были и раньше. Например, в США — еще 13 лет назад. Правда, дальше обсуждения — дело не пошло. Воспротивилась академическая профессура. А вот в прогрессивной Азии — эксперимент довели до конца.
— В Гонконге начали работать такие системы через компьютерную систему. Люди, которые пришли с этими знаниями на реальное производство, они реально ничего не знают. Их пришлось переучивать, — рассказывает руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков.
Чтобы не пришлось переучивать тысячи «доморощенных» физиков, химиков, фармацевтов или инженеров, эксперты призывают ограничиться признанием отдельных курсов и программ. Иначе высшее образование может превратиться в фарс.
Ранее Пятый канал сообщал о том, как президентскую программу «Земский учитель» восприняли на селе.