Share Tweet Share Share Email Comments
Уже в ближайшее время ЕГЭ и ОГЭ планируют перевести в компьютерный формат, благодаря чему задания для каждого экзаменуемого могут стать индивидуальными. Предлагаем разобраться, что стоит ожидать выпускникам 9-х и 11-х классов, и чем будут отличаться экзамены будущего от действующего на данный момент формата?
- 1 Электронный формат
- 2 Индивидуальные задания
- 3 Мнение экспертов
- 4 Заключение
Электронный формат
Нынешний уровень развития компьютерных технологий вполне позволяет реализовать идею цифрового формата Государственной Итоговой Аттестации для выпускников 9-х и 11-х классов. Так, сдавать ОГЭ и ЕГЭ перед монитором компьютера школьники России могут уже в 2022 году, а к 2030 году планируют запустить автоматизированную систему проверки экзаменационных работ.
Новость прозвучала во время доклада правительства Федеральному собранию в июне 2019 года. Но, идея компьютеризации процесса не нова и обсуждается уже достаточно давно, ведь переход ОГЭ и ЕГЭ в цифровой формат несет в себе много положительных моментов:
- Возможность автоматической генерации индивидуальных КИМов.
- Сведение к минимуму вероятности списать при выполнении экзаменационных заданий.
- Исключение «слива» заданий в интернет накануне экзамена.
- Максимально быстрая проверка работ.
- Устранение коррупционной составляющей.
Инициаторы нововведения считают, что переход на цифровой формат ЕГЭ и ОГЭ, а также автоматизированную проверку работ без привлечения экспертов, позволит полностью избавиться апелляций. Напомним, что оспорить результат проверки 1-й части, проверяемой с помощью специальной компьютерной программы и сегодня нельзя. Выпускник может оспорить только баллы, начисленные по результатам экспертной проверки заданий 2-й части.
Индивидуальные задания
Вне сомнений, одним из основных преимуществ цифрового ОГЭ и ЕГЭ станет индивидуальный подбор заданий для каждого экзаменуемого.
В некоторых СМИ громко заявили, что сортировку заданий возложат на искусственный интеллект, что вызвало у экспертов легкую улыбку. К сожалению, полноценный ИИ, способный самостоятельно принимать решения и решать произвольные задачи, человечество пока не изобрело. Но, для банальной сортировки заданий, хранящихся в базе данных, и формирования пакета задач путем рандомной выборки, более чем достаточно обычного генератора.
Если же говорить о разработке интеллектуальной системы, которая сможет выполнять подбор заданий с учетом уровня достижений каждого учащегося, на это могут уйти годы. Такой интеллектуальный агент должен будет отслеживать успешность школьника, начиная с младших классов, а значит в ближайшие 10 лет подобную систему протестировать даже на ОГЭ просто нереально.
При разработке индивидуального интеллектуального агента для выпускников разработчики столкнуться с целым рядом серьезных проблем, в числе которых:
- хранение большого объема информации;
- необходимость охватить программой все школы страны;
- вопрос компьютеризации пунктов тестирования;
- обеспечение безопасности данных.
Последнему пункту уделяется особенное внимание, так как одной из целей реформирования формата ГИА является искоренение лазеек, которыми из года в год пытаются воспользоваться некоторые выпускники.
Мнение экспертов
Сама идея того, что ЕГЭ и ОГЭ можно будет сдавать не с листом и ручкой, а за экраном персонального компьютера, а задания для каждого выпускника могут стать индивидуальными, заинтересовала не только учителей, а и ученых.
Несмотря на многочисленные плюсы компьютеризации экзаменов, многие эксперты акцентировали внимание на моментах, механизм реализации которых не совсем понятен на данном этапе. Так, полный переход к цифровой проверке должен исключить сам факт апелляций, но ведь и сегодня есть сведенья о том, что в некоторых случаях автоматизированная система не воспринимает оцифрованные работы. Каким будет алгоритм дальнейших действий, если численность жалоб на такие проблемы возрастет?
Учителей больше всего интересует, как именно будет происходить выборка задач для формирования персональных пакетов заданий, и будет ли в таком случае реализован в полной мере принцип равенства для учащихся разных учебных заведений. По мнению экспертов не исключено, что найдутся желающие вмешаться в работу системы.
Заключение
Апробировать новую систему генерации индивидуальных пакетов заданий, а также электронную систему проверки работ планируют на разных предметных олимпиадах.
Более детальную информацию о возможной реформе ОГЭ и ЕГЭ авторы идеи предоставят в ближайшее время.
Также смотрите видео новость о планируемых нововведениях: