Во Владивостоке под звуки марша «Прощание cлавянки» и песни «Белеет мой парус» проводили в кругосветное плавание парусник «Паллада». За 222 дня ему предстоит пройти 27 120 морских миль и побывать в десятках портов.
Путешествие учебно-парусного судна пройдет в рамках уникальной экспедиции парусников Росрыболовства «Под флагом России и вымпелом Росрыболовства», посвященной 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Паллада» отправилась по маршруту первой, через месяц с небольшим из Калининграда выдвинутся еще два парусника — «Седов» и «Крузенштерн».
Как рассказал ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон, ответственный за экспедицию и плотно занимавшийся ее подготовкой, ничего подобного раньше не проводилось: «Три парусника, два из которых — самые крупные в мире, идут под одним лозунгом, с одной идеей, по согласованному маршруту».
Над маршрутами работали специальная рабочая группа, собранная Росрыболовством, а затем оргкомитет, возглавляемый министром сельского хозяйства РФ Дмитрием Патрушевым. Планы несколько раз корректировались — в расчет брались отклик портов, куда могли бы зайти парусники, экономическая целесообразность и политическая ситуация.
— Большинство портов откликнулись: для них заход таких парусников — событие. Но есть и другие нюансы. Так, мы долго решали, например, насчет Буэнос-Айреса, где 120 миль нужно идти в сопровождении лоцмана, а это значительные затраты. В первых вариантах маршрута было несколько портов США и Канады, но от этой идеи мы отказались из-за сложностей по оформлению виз. От нас потребовалось бы порядка 180 человек свозить в генконсульство в Москву, при этом гарантий, что они точно получили бы визы, не было. И это дополнительные расходы — 14 миллионов рублей, — объясняет Владимир Волкогон.
Расходы посчитали и когда решали, откуда выйдет барк «Седов». Первоначально его планировалось отправить в кругосветку из Кронштадта, откуда 200 лет назад стартовали экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, но уверенности в том, что к тому времени там не встанет лед, нет. В этом случае пришлось бы выводить парусник с помощью ледоколов, а на это потребуются дополнительные средства.
После корректировки планов в «расписание» «Седова» добавился Петропавловск-Камчатский, а «Крузенштерн» по просьбе израильской стороны два дня проведет в Хайфе. В Израиле большая российская диаспора, поэтому организаторы пошли навстречу. По предложению правительства РФ в маршрут добавили Тунис. В дни, когда туда придет российский парусник, исполнится 100 лет с момента прибытия в порт Бизерта Русской эскадры, на кораблях которой находились остатки армии генерала Врангеля.
«Паллада» отправилась по маршруту первой, через месяц с небольшим из Калининграда выдвинутся еще два парусника — «Седов» и «Крузенштерн»
Но все-таки, продолжает Волкогон, главная задача экспедиции — выполнение плавательной практики курсантами. На трех парусниках, не считая членов экипажей, поплывут более 330 практикантов из учебных заведений Росрыболовства и других ведомств. Но ребят трудности будто не пугают. Так, курсант «Дальрыбвтуза», будущий судоводитель Павел Паршин говорит, что уже был в рейсе, длившемся полтора месяца, так что хорошо понимает, что к чему.
Поскольку первая часть кругосветки посвящена открытию Антарктиды, путь парусников лежит на юг. «Паллада» встретится с «Крузенштерном» в самой южной точке Южной Америки — в порту Ушуайя. Оттуда они двинутся к островам Южной Георгии, куда подойдет и «Седов». Ну а там судна начнут гонку длиной 200 миль, в ходе которой к ним присоединятся российские и зарубежные яхты и, скорее всего, научное судно Атлантического филиала ФГБНУ «ВНИРО» «Атлантида».