В каком состоянии к окончанию пандемии подойдут сферы грузовых и пассажирских перевозок и кому будет проще восстановиться после тяжелого кризиса — в материале iReactor.
Пандемия коронавируса нанесла урон по российской экономике. Множество сфер в ускоренном темпе продумывают меры поддержки компаний, занимающихся профильной деятельностью. Одной из таких сфер оказалась и транспортная. Редакция iReactor решила разобраться, как обстоит ситуация в этой отрасли и как транспортники могут выбраться из сложнейшего кризиса.
Кризис транспортной отрасли
В комментарии журналисту iReactor член комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин дал весьма неутешительный прогноз для логистики на ближайшее время.
Как и у всех сфер, часть предприятий просто не доживет до окончания пандемии коронавируса и последующего за ним кризиса. Я бы не сказал, что у транспортной отрасли есть какие-то особенности, все примерно также, как и у остальных пострадавших сфер. Более того, транспорт пострадает сильнее, поскольку нет того уровня перемещений между городами и странами, какой был до коронавируса, и, соответственно, той прибыли, которая была, тоже нет, — заявил парламентарий.
Информационное агентство Regnum решило узнать у логистических компаний, как ситуация в транспорте выглядит изнутри. Региональный директор структурного подразделения Kuehne + Nagel Санкт-Петербург Анастасия Кизулева рассказала редакции, что графики поставок клиентов и их география меняются быстро и не прогнозируемо, что сказывается на рынке.
Грузоперевозки: кризис, несмотря на поддержку
По словам Ионина, негативнее всего сложившаяся ситуация сказывается на предприятиях, которые занимаются грузовыми перевозками, поскольку спрос резко упал, и режим самоизоляции накладывает заметный отпечаток на бизнес.
Те предприятия, которые работают в этот сложный период на рынке, работают в минус себе. Заработок компаний стал существенно меньше. В этом плане транспортная отрасль отражает обстановку в экономике в целом. Если продукты питания продолжают поставляться, эти предприятия продолжают свою работу, то перевозчики остальной, почти всей, продукции, по факту остановили свою работу, — подчеркнул депутат Госдумы.
Источник фото: ФБА «Экономика сегодня» — Степан Яцко
Примечательно, что 5 апреля были введены меры поддержки транспортных компаний, подписанные премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. В качестве одной из мер принята докапитализация транспортных лизинговых компаний из-за снижения платежеспособности клиентов. Однако Ионин не уверен, что принимаемые правительством меры могут кардинально улучшить ситуацию. Он считает, что могут потребоваться дополнительные рычаги влияния.
Нельзя сказать, что те меры, которые предпринимает правительство, кардинально изменят ситуацию именно в транспортной отрасли. Нужны отдельные меры поддержки для этой сферы, — резюмировал российский политик.
При этом с Иониным не согласен первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. В комментарии iReactor он пояснил, что российские власти не могут в ущерб другим сферам развивать только отрасль грузовых перевозок.
Я не думаю, что это самая пострадавшая отрасль. Понятно, что экономический спад скажется в том числе и на этой сфере бизнеса, но это лишь следствие общего экономического спада. Мы не можем развивать отдельно грузовые перевозки без развития экономики государства, — подчеркнул сенатор.
Калашников также рассказал о том, какие меры принимаются правительством с целью недопущения глубокого кризиса в этой сфере.
Государство оказало грузоперевозкам серьезную поддержку. Отменены платы по системе «Платон», все субъекты РФ сняли коронавирусные ограничения с грузоперевозок, — объяснил собеседник издания.
Пассажирские перевозки: спасение во взаимодействии
Не менее плачевная ситуация сложилась и в сфере пассажирских перевозок. На всей территории страны действует режим самоизоляции, который позволяет гражданам использовать пассажирский транспорт только в случае крайней необходимости. Некоторые авиакомпании и вовсе отменили все рейсы, отсутствие пассажиропотока замечено и в железнодорожном транспорте.
По моей информации, предприятия, осуществляющие междугородние перевозки, работают в минус, — заявил Дмитрий Ионин.
Однако, в отличие от грузоперевозок, у этой отрасли есть шанс на спасение. И суть его состоит во взаимодействии с туристическим бизнесом. Многие аналитики предсказывают бум внутреннего туризма по окончании пандемии коронавируса. И в таком случае бизнес, строящийся на пассажирских перевозках, может очень быстро вернуться на былые позиции.
Источник фото: pxhere.com
Такую уверенность выразил и вице-президент Российского союза Туриндустрии Юрий Барзыкин. В беседе с iReactor специалист рассказал, как, работая сообща, сферы транспорта и туризма смогут вывести друг друга на докоронавирусные позиции в кратчайшие сроки.
Конечно, вероятный бум внутреннего туризма может помочь транспортной отрасли после пандемии, поскольку туризм и транспорт взаимозависимы. Операторы генерируют потоки и большую часть авиа- и железнодорожных перевозок составляют те, кто направляются в другой город с целью отдыха, особенно на юг страны. Все ожидают восстановления этого бизнеса, надеемся, с 1 июня, и потихоньку будем приводить эти отрасли в порядок, — подчеркнул специалист.
Собеседник издания рассказал, каким образом связаны между собой сферы и как это поможет довольно быстро вернуться на былые высоты.
Конечно, важно после пандемии транспорту и туризму работать сообща. Это интегрированные друг в друга отрасли, тем более что комплексный продукт состоит из перевозки и размещения. При этом перевозка туристов составляет почти половину стоимости любой путевки. Мы будем взаимодействовать с транспортными компаниями, — резюмировал Барзыкин.