Омская яхта «Сибирь» встала под паруса и отправилась в кругосветку по маршруту Беллинсгаузена точно в срок — в полдень 7 июля. Международный проект приурочен к 200-летию открытия Антарктиды. И состоялся благодаря президентскому гранту.
Цель похода к берегам белого континента — в точности повторить путь отважных русских мореплавателей. Два века назад военные парусники под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отшвартовались от пирса Санкт-Петербурга и взяли курс к неведомым берегам. Достигли цели, и нанесли на карту новый континент — Антарктиду. Теперь исторический маршрут пройдут наши современники. Флаг России на станции Беллинсгаузена они водрузят, как это было тогда — 28 января. Правда, уже 2020 года.
«Сибирь» идет таким курсом впервые, но уже имеет опыт кругосветных путешествий и походов по северным морям.
— Яхта полностью готова к походу, сообщил «РГ» капитан Сергей Щербаков. — Путешествие продлится 15 месяцев, будет непростым. Но я счастлив, что это произойдет.
Экипаж состоит из шести человек. Четверо будут находиться на яхте бессменно. Остальные — по очереди. Всего о своем желании участвовать в кругосветке заявили 120 человек, из них отобрали 25 — из разных городов России, в том числе две семейные пары, а также женщину-хирурга, которые «повернуты на путешествиях».
Вшестером на площади в 12 квадратных метров не слишком-то разгуляешься. Поэтому главное на яхте — не делать лишних движений и быть душой компании.
— Поход — это только на два процента приключений, а все остальное — работа, — поясняет Сергей Щербаков. — Поэтому случайных людей мы без церемоний списываем на берег.
По пути к Антарктиде «Сибирь» будет пересекаться с другими парусниками, претворять совместные научные проекты, в частности, связанные с изучением процессов глобального потепления. Всего ей предстоит сделать остановки более чем в 60-ти портах. Поэтому одной из задач экспедиции будет — просветительская. — Мы хотим рассказать всему миру, как это было два века назад. Какова роль России в открытии Антарктиды, — сообщил руководитель омского отделения Русского географического общества Игорь Вяткин.
Яхта готова пройти все испытания, в том числе и сложнейший пролив Дрейка с двадцатиметровыми волнами и шквалистым ветром. Все оборудование, приобретено благодаря Фонду президентских грантов. В качестве провианта команда берет тушенку, сгущенку, макароны и муку, из которой будут печь хлеб прямо на борту. Все остальное закупят в портах. Есть на борту и аптечка. Однако опыт говорит о том, что кроме морской болезни, иными недугами путешественники, как правило, не страдают.
— Экстремальные условия мобилизуют организм, как на войне. Болячки не пристают. А вот сбросить вес реально. В первую кругосветку я похудел на четыре килограмма, один матрос — на 12. Зато боцман на три килограмма поправился, — улыбается в усы капитан.
Экспедиция проходит под флагом «Российской газеты». Мы будем информировать читателей о самых ярких моментах уникального путешествия.
Справка «РГ»
Яхту «Сибирь» омичи спустили на воду в мае 1997-го. За двенадцать лет она совершила четыре витка вокруг планеты по экватору, посетила территориальные воды 44 государств. Четыре члена экипажа во главе с капитаном удостоены государственных наград.