Родители и учителя с равной тревогой ожидают окончания затянувшихся каникул и начала дистанционного обучения. Сами школьники, которым предстоит учиться по электронным учебникам и получать реальные оценки в виртуальной реальности, расстраиваются меньше всего. Кажется, современные дети с пеленок были готовы к тому, чтобы не выпускать гаджеты из рук даже во время уроков.
Пензенские школьники ушли на каникулы 17 марта, поэтому у них было время, чтобы подготовиться к дистанционному обучению и изучить опыт других регионов, прежде всего Москвы. Пока дети отдыхали, учителя проходили вебинары и адаптировали планы уроков к новому формату.
Посреди беспечных каникул все чаще звучали их настораживающие вопросы по вайберу: «Есть ли у ребенка личный компьютер или ноутбук? Проведен ли в квартиру кабельный интернет? Какие навыки владения компьютером у первоклассника?».
Признаться, меньше всего напрягал последний вопрос. Мой младший сын ходит в начальную школу, но уже помогает мне устанавливать антивирусную программу и сам пытается программировать, самостоятельно находя мастер-классы в интернете. Но как маму двоих школьников меня больше волнует, как организовать им равный доступ к дистанционному обучению в домашних условиях. Не покупать же каждому персональный компьютер? И что делать, если в доме три ученика или больше?
Как пояснили в региональном министерстве образования, общих требований к формату дистанционного обучения нет. На местах понимают, что нельзя грести всех под одну гребенку и рассылать инструкции. Задача учителя — найти личный подход к каждому с учетом имеющихся возможностей. Урок — дело творческое, даже если он виртуальный. Поэтому каждый учитель сам выбирает удобную форму взаимодействия с учениками. Главное, чтобы учебный материал был освоен и в электронных дневниках стояли оценки.
Министр образования Пензенской области Александр Воронков теперь сам вызывает директоров городских школ по скайпу и проводит педсоветы по видеоконференц-связи. А вот в сельские школы приходится звонить по телефону, кое-где в районах до сих пор принимают факсы или записывают сообщения под диктовку. Все зависит от провайдера.
Для пензенских старшеклассников оказался востребован формат видеоконференций в доступных приложениях. Правда, бесплатно время и трафик очень ограничены. Так, при подключении до десяти человек платформа работает только 30 минут. А это значит, что уроки станут короче, а класс придется поделить на подгруппы.
В начальных классах от онлайн-общения в реальном времени решили отказаться полностью. Уследить за 30-ю учениками в классе учителю непросто, а что делать, если один отвлекся и исчез с экрана? Поэтому большинство учителей начальных классов взяли за основу известные обучающие платформы, благо многие из них открыли бесплатный контент и стали по-настоящему доступными. Правда, повышенный трафик и здесь заставил резко снизить качество и скорость сигнала. В итоге некоторые ответы в тестах не засчитываются, а значит, итоговая оценка не вызывает доверия.
Особые вопросы возникают к провайдерам. Нельзя ли ввести льготные тарифы на время дистанционного обучения для семей с детьми? Нагрузка на выделенные линии увеличилась в разы, они часто не отвечают возросшим требованиям — что делается для улучшения ситуации? Пока эти вопросы остаются без ответов.
От родителей тоже потребуется больше сил и времени на уроки, ведь теперь вся работа превратилась в домашнюю. После первых пробных занятий стало ясно, что старший школьник в нашей семье займет компьютер — только он подходит для проведения видеоконференций, а младший в это время может читать книги, рисовать, даже петь, потому что старший сидит в наушниках. Свои же задания третьеклассник будет выполнять в течение дня, когда папа отдыхает, за рабочим ноутбуком или со своего смартфона. Автоматически работоспособность каждого ученика на онлайн-платформах отображается на сайте у учителя. Поэтому иногда от нее в общий чат прилетают сообщения: «Полина ни разу не садилась за компьютер, а Вася — молодец, выполнил все доступные карточки по математике, поэтому досрочно может получить за четверть пятерку».
— Нужно понимать, что это вынужденная мера, — говорит Александр Воронков. — Мы должны задействовать все имеющиеся ресурсы. Издательства, выпускающие образовательную литературу, открыли бесплатный доступ к базе электронных учебников. У школ есть выходы на электронную платформу «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Решу ВПР». Для выпускных классов обучение фактически не прекращалось. Для 16,5 тысячи выпускников школ организованы дистанционные консультации по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Государственную итоговую аттестацию пока отложили только до начала июня. А значит, готовимся к сдаче экзаменов.
Кстати
С 23 марта все колледжи Пензенской области вслед за вузами перешли на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Для организации обучения применяются электронные образовательные платформы, ресурсы со свободным онлайн-доступом к учебникам и заданиям, электронной библиотеки для вузов. Способ организации обучения каждое образовательное учреждение выбирает самостоятельно, в зависимости от своих возможностей.
В Пензенском колледже современных технологий переработки и бизнеса применяют образовательную электронную платформу с 2013 года. В Пензенском колледже транспортных технологий используют созданный в 2016 году учебно-образовательный портал. В Пензенском социально-педагогическом колледже и Кузнецком колледже электронной техники активно используется платформа «Moodle», а в ИТ-колледже разработан собственный портал дистанционного обучения. Также используются возможности социальных сетей и skype-общения, создаются рабочие группы в мессенджерах, а часть информации передается по электронной почте.
Контакт
«Горячая линия» по координации и поддержке образовательных организаций по дистанционному обучению: 8(495)984-89-19.
«Горячая линия» по методической поддержке учителей и родителей по организации дистанционного обучения: 8 (800)200-91-85.
А как у соседей?
В самарских школах пока только решают, как выстроить процесс дистанционного обучения школьников. Опыт в предыдущий двухнедельный карантин по гриппу в феврале показал, что дистанционное обучение по сути является самостоятельным. Весь классный и домашний материал школьники были вынуждены разбирать с родителями. Некоторые прогрессивные педагоги принимали «зачеты» по мессенджерам — родители высылали им видеозаписи с устными ответами детей.
Теперь стало понятно: если карантин затянется, потребуются новые формы работы учителя с учениками. В некоторых школах уже начали пользоваться Яндекс-учебником. Это сервис для учителей начальных классов, в котором собрано более 45 тысяч уникальных заданий по русскому языку и математике с автоматической мгновенной проверкой ответов и их анализом для педагога. В Яндекс.Учебнике учитель может создавать уроки как для всего класса, так и для конкретного ребенка. Он доступен на любом устройстве: настольном компьютере, ноутбуке, планшете и смартфоне.
— Мы только учимся работать в формате дистанционного обучения, поэтому приходится все возникающие проблемы решать на ходу, — говорит Владимир Кильдюшкин, директор образовательного центра «Южный город» в Самарской области. — Анализ недели дистанционной работы показал, что только 40 процентов учащихся выполняют все задания: одним не хватает самоорганизации, другим — технической оснащенности, не у всех детей дома есть компьютер. Поэтому мы и для них должны придумать варианты обучения без посещения школы, сделать подход к обучению дифференцированным.
Кстати, электронный школьный журнал позволяет делать вложения в виде видеоуроков и дополнительного учебного материала. Но не все готовы к работе в таком формате.
Хотя некоторые учителя начали записывать видеоуроки в пустом классе и выкладывать их на ютуб-канале школы. Сначала лекции идут в прямом эфире с возможностью задавать вопросы педагогу, а потом запись урока сохраняется в открытом доступе.
Подготовила Ольга Дмитренко, Самара