Наступил летний сезон — время, когда нашим детям нужна легкая и красивая одежда. Какой ребенок не любит что-то яркое и оригинальное, возможно, майки с большими рисунками, надписями? Удивительно, но среди всего многообразия ассортимента, представленного на российских рынках, сейчас очень трудно найти майки с текстами на русском языке и с русским содержанием!
Совсем незначительный вопрос покупки раскрашенной майки, при ближайшем рассмотрении вскрывает большой пласт проблем: засилье иностранных маек, товаров, музыки, телепередач и вытеснение всего русского. А самое главное — вытеснение русского символизма и смысла из жизни самих россиян! Сегодня на подавляющем большинстве российских рынков мы видим одно лишь иностранное. Дед Мороз подменяется Санта-Клаусом, русский квас — кока-колой, пирожки — гамбургерами, простокваша — йогуртом и так далее. У наших детей теперь есть даже «Скелетоны»! С легкостью можно встретить маечку с крупными надписями SEX и LOVE на груди — и это для девочек 7-10 лет! Зачем им это?!
Даже на российские товары, которые с успехом производятся в РФ, производители помещают брэнды и лейблы (опять нерусские слова!), тяготеющие к зарубежным аналогиям.
Засилье зарубежной культуры заметно невооруженным глазом во всех сферах отечественной общественной жизни. На прилавках музыкальных магазинов вместо классики, в которой русскоязычные композиторы особенно сильны, огромное место занимают произведения зарубежной «попсы» или «металла», содержание которых не только малопонятно для русского слушателя, но часто и значительно хуже по качеству нормальных русских песен.
К сожалению, именно молодежь и дети, являясь основными потребителями популярной музыки, и к тому же обладая интеллектом, который более подвержен влияниям извне, навсегда впитывают иностранную музыкальную культуру, которая может быть не только хорошей, но и плохой.
Но, конечно, самое большое негативное влияние на российских детей оказывает такая массовая коммуникация, как телевидение. На миллионные аудитории выливаются потоки мультфильмов и передач, в которых буквально на каждом шагу — насилие и деньги, идеи культа силы и богатства. Вспомним самые разные ленты — везде — одно и то же: от широко известных «Тома и Джерри», в которых детей непременно, с помощью закадровой аудитории, заставляют смеяться над тем, как герои постоянно строят друг другу козни и мутузят друг друга подручными предметами, до «Скруджа Мак-Дака», главный положительный герой которого — утка, похожая на дядю Сэма, а его основная заслуга — накопление и преумножение груды золота, которую он тщательно хранит в подвале.
Заметим, в реальной жизни даже один из ударов, нанесенных Джерри Тому или наоборот, например, лопаткой по голове, грозит тяжелой травмой и другими серьезными последствиями, а культ «золотого тельца» (дяди Скруджа) ведет к разделению людей на «богатых» (достойных) и бедных (недостойных) и к культу равнодушного консюмеризма. Между тем, податливые детские умы в России ежедневно подвергаются этим разрушительным воздействиям.
Где же прекрасные русские сказки, которые вместо индивидуализма, права сильного, корысти, проповедовали соборность, справедливость, самоотверженность, доброту? Они слишком часто вытесняются красочной готовой продукцией с Запада. Но ведь это не наше, а сказки «Морозко», «Иван-Царевич», «Марья-искусница», «Руслан и Людмила» и многие-многие другие, затрагивающие и развивающие самые тонкие и одновременно определяющие весь дальнейший образ жизни струны души русского ребенка — никак не сравнить с какой-нибудь «Семейкой Аддамс», или «Симпсонами», которые ориентируют детей на социальные и маркетинговые штампы и поверхностное общественное поведение в качестве программируемых потребителей, у которых поиски смысла замещены восприятием «крови» или порно. «Увы, сейчас по телевидению обществу насаждается культ насилия — дети даже в мультфильмах (американских по преимуществу) «сталкиваются» со всевозможными монстрами, подражают бандитам из всевозможных «бригад». У них вырабатывается своеобразный иммунитет к чужим страданиям, они становятся безжалостными», — высказывает свое мнение о происходящем телезритель М. Сибиряков.
Телезритель А. Богатырев провел целое исследование, результатами которого поделился в статье «Как зомбируют детей». «Американский мультфильм (на языке детей — мультик), только с виду кажется весьма безобидной поделкой… Но если приглядеться к нему внимательно, то тут же начинаешь замечать то тут, то там «торчащие уши» «американского образа жизни».
По его мнению, «русские люди, восприняв такую скрытую пропаганду именно что нутром (не осознавая полностью всего), просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру»… — Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе – «по телеку» детям плохого не покажут!.. Как ни странно, но этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, — те, кто уже знает и хорошо прочувствовал порочность и подлость современных СМИ.
Правилом является индифферентное отношение родителей к тому, что смотрит их дитё. Только после этого у этих родителей бывают очень неприятные открытия типа: «А чего это моё дитё такое жестокое и подлое растёт? Мы его такому не учили!.. Да, ВЫ не учили! Учили мультики».
Далее он перечисляет несколько скрытых моментов, обнаруженных им в западных мультфильмах, таких, как «Вуди и его друзья», «Сейлормун», «Покемон»:
«То, что бросается в глаза сразу, это часто изуверская жестокость персонажей мультфильмов друг к другу и, показываемое как героическое, ОТКРОВЕННО АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ персонажей мультфильма».
«В этих мультиках показывается как НОРМАЛЬНОЕ поведение индивида, ищущего удовлетворения своим сугубо личным устремлениям. Как правило, устремлениям к единоличному лидерству и превосходству над окружающими. Прежде всего — превосходству СИЛОВОМУ!»
«То есть можно смело утверждать, что данная мультпродукция откровенно учит. Учит конкурентному поведению. Достижению превосходства над окружающими и превосходства ЛЮБЫМ СПОСОБОМ И В ЛЮБОМ ВИДЕ. Даже самом идиотском».
«Герои мультфильмового действа получают по голове удары падающими наковальнями, совершенно убийственные удары разнообразными предметами, но, почему-то всегда вскакивают, после перенесённых ударов, как ни в чём не бывало. В связи с этим в Америке участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти детки лупят со всей силы молотками, железяками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом очень удивляются, почему их любимая кошечка, расплющенная в кровавый паштет, после такого обращения не вскакивает и не бежит радостно развлекаться дальше».
«Таких скрытых идей, подразумеваемых всем действом мультфильма, очень много. И не только «Идеи Великой Халявы» с сопряжённой с ней идеей вечного развлечения. Как подразумеваемые в тех мультиках присутствуют практически все основные (антисоциальные с точки зрения здоровой культуры) принципы американского образа жизни.
В этом смысле эти мультики действуют СУГГЕСТИВНО — то есть внушают идеи, минуя сознание. Такое внушение всегда очень эффективно.
Беда в том, что к таким мультикам придраться по части суггестивного воздействия бывает очень сложно. Как правило, ЛЮБОЙ МУЛЬТИК, сделанный представителем какой-то вполне конкретной культуры несёт целый ряд таких внутренне присущих его культуре идей, положений и стереотипов. С американскими мультиками беда состоит в том, что они несут откровенно человеконенавистнические идеи: «Падающего — подтолкни», «Кто «упал» — того «съели», «Все люди сволочи» и прочие.
Далее Богатырев высказывает соображения о том, кому это выгодно: «…Компании ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в создании сильного культа вокруг того или иного мультфильма. Чем выше рейтинг мультфильма, чем шумнее и распространённее культ вокруг сериала, тем большие прибыли извлекут компании, торгующие атрибутикой и игрушками, связанными с этими мультфильмами».
И делает вывод: «Держите подальше своих детей от таких сериалов! Лучше вообще стараться не показывать им мультфильмы западного происхождения», обращая внимание на коренные отличия подобной продукции от отечественной. «Обратите внимание на основную особенность наших, советских мультиков — практически все они построены на сюжете взаимодействия личности и коллектива, личности и общества. Причём таких взаимоотношений, когда коллектив и общество являются НЕ враждебной личности средой, как в американских мультиках, а средой жизни».
«НИКОГДА в этих западных мультиках не бывает героя-группы. Никогда не бывает коллектива. Все взаимоотношения между людьми (или персонажами мультфильмов, если эти персонажи не люди), как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное, — дружеские.
Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста. Причём живущего во враждебном социальном окружении. В отличие от русской социальной среды, конкурентное гражданское общество не может не быть именно враждебным для любого своего члена».
Массовая культура как инструмент управления обществом
Влияние попсы на массовую аудиторию
С каким мультфильмом в Россию пришли капитализм и рынок?