Share Tweet Share Share Email Comments
День почитания святого христианского мученика, Прокопия Чтеца, жившего на рубеже III-IV веков. Происходивший из Иерусалима Прокопий свой путь служения Господу начал с чтеца Кесарийской церкви.
Он не только читал прихожанам Священное Писание, но и переводил его на понятный многим сирийский язык, и охотно пояснял людям его значения, отвечал на многие вопросы, для всех находя верное слово и укрепляя веру своей паствы.
Большую славу Прокопий снискал за то, что мог изгонять из людей мучивших их бесов. Он был схвачен по указу палестинского наместника, и, когда отказался совершать жертвоприношение богам язычников, был лишен головы.
К той поре обычно налаживались крепкие зимние дороги, о чем свидетельствует пословица: «Пришел Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает». На обочинах дороги ставили крепкие вехи, считая, что пути, установленные к Прокопию, продержатся всю зиму, до весенних дней: «Прокоп зимний дорогу прокопает, а Прокоп перезимый дорогу порушит».
На общее дело сходились, как правило, все жители деревни, а завершалась работа общим праздничным столом для мирян, которые покупали по такому случаю барашка, и подавали его к общему столу жареным. За неимением баранины могли также подать рыбу.
У мужиков теперь была особая забота – делать сани новые и чинить старые, это наши предки называли «санничать». Для ребятни был на улице свой праздник – веселые игры, битвы снежками, взятие снежных крепостей, катание с ледяных горок.
Частенько им веселую компанию составляли парни и девушки. А вечером, при свете лучин, наступало время историй и всевозможных загадок: «Побегушки бегут, поползушки ползут» (санки и кони), «Два волка бежат, оба в небо глядят» (детские санки), «Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка» (катание с горки).