Второе августа – один из самых почитаемых праздников – Ильин день, в честь пророка Ильи. Предания передают, что жил он в 9 в. до н.э., народ царства Израильского знал Илью как верного защитника иудаизма, не медлившего с сокрушением идолопоклонничества и обличения нечестивых деяний, кто бы ни совершал их. Правителем города Илии тогда был Ахав, за которого, по мягкости его характера, фактически правила супруга – Иезавель.Когда она начала создавать культ языческого бога Ваала, Илья воспротивился этому и приложил все силы, чтобы сберечь иудейские святыни и изменить решение правителей. В числе его деяний особо хорошо известен насланный на три года голод на всю страну и казнь жрецов-язычников за то, что они приносили жертвы на горе Кармель.Но Иезавель не смирилась с поражением от пророка и решила уничтожить Илью. Тогда Илья ушел в пустыню, но по возвращении вновь усмирил Ахава, тем самым остановив козни царицы. Согласно строкам предания: «вдруг явились колесница огненная и кони огненные», Илья был вознесен в рай еще при жизни.От этой легенды, которой завершается жизнь Илья, произошло его народное прозвание – Громовержец. Верили, что он порой мчится в небесах, правя огненной колесницей и меча молнии и громы в своего врага – нечистого змея.В этот день святому возносили молитвы о том, чтобы погода была, какой надобно по крестьянским нуждам – ясной или дождливой, подкрепляя просьбы крестными ходами. Когда же на Илью шел дождь, воду собирали, чтобы врачевать ею болезни глаз и сглаз.
Хотя только начинался август, с Ильи встречали осень, предвещаемую ночным холодком по ночам, заморозками по утрам да тем еще, что августовские дни еще были летними, но уже не жаркими. Заканчивались купания: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «Илья Пророк бросил в воду ледяшок», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна».Женщины огорчались — подолгу сохли выстиранные одежки: «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет».Погожие деньки сменялась затяжными ливнями: «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит».Удлинялись ночи: «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк два уволок»; это, впрочем, и неплохо: «С дня Ильина ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются».Зато пекли хлебные караваи из зерна нынешнего года. Земледельцы за обильность урожая благодарили опять же Илью, прибавляя к словам также миску зерен с овсом и рожью, которую принято было ставить у ворот, к священнику обращались с просьбами «повеличать Илию на плодородие хлеба».Большой Ильин праздник не предполагал работы, трудиться на него – грех, ведь сам Илья способен и покарать за этакое нарушение: «На Илью стогов не мечут — спалит Илья грозой».Травы уже теряли свою сочность, начинали жухнуть, с заготовкой сена следовало уже управиться, о чем говаривали: «До Ильина дня сено метать — пуд меда в него накласть». Но уместно – набрать сена, чтобы заново набить матрацы: «Ильинская соломка — деревенская перинка».Полагали, этим днем все лесные обитатели – от гадов до зверья — шатаются по округе, не только в лесах, но в лугах, а потому скотина на выпас не выводилась, дабы не досталась волку и не получила змеиных укусов.Да еще опасались злых духов, которые могли вселиться в зверей, а справиться с ними мог только гром от руки Ильи. Даже кошкам с собаками этим днем была закрыта дверь в избу – чтобы не приманили к ней молнию.