Этот день посвятили Акиле, апостолу от семидесяти, то есть Акила был учеником одного из 12 апостолов, бывших учениками самого Иисуса. Будучи иудеем по происхождению, выходцем из города Понта, Акила немало прожил в Риме, но приказом императора Клавдия был изгнан, и тогда отправился в Коринф, где поселился с супругой Присциллой.Там же он встретил апостола Павла, усилиями которого Акила и его жена стали христианами и в дальнейшем всячески помогали Павлу в его праведном деле, а также отвели часть своего дома для совершения богослужений.В народе же на Акилов день землепашцы устанавливали мир с духом, называемым «полевой», таким же хозяином полей, как и домовой, хозяин дома и двора. Чтобы заручиться его поддержкой и обеспечить себе добрый урожай на будущий год, завершая жатву, на последней полосе нужно было оставить пучок ржи, а перед полосой – горшочек каши.На исходе была «макушка лета», и погода то и дело менялась. Оттого, что за урожаем нужно было приглядывать, этот день также прозвали Дозорами, ведь на поле все легко могли привести в беспорядок, портить лихие вихри и дожди с грозами.Случалась, как говаривали тихонько, и такая напасть. Когда бушевала гроза, в вихрь могла ударить молния, и тогда нечистая сила, до этого просто летевшая в нем, могла обратиться в птицу, зверя или даже ребенка. Так что в непогоду за полями нужен был еще догляд, чтобы не дать бесам себя обмануть.Но даже без мистики, гроза могла погубить человека – пожаром или молнией. Когда начиналось ненастье, нередко искали укрытия под деревьями, но нужно было выбирать осмотрительно, ведь в некоторые из них молнии ударяли с завидной частотой. Чаще всего молнии поражали березу, ель, дуб и сосну, поскольку корни этих ботанических антенн уходят глубоко в землю.
Поэтому в грозу лучше было искать укрытия под орешником или тополем. А для большей надежности ограждались от гнева непогоды заговорами: «Ветры и вихри налетные, наносные, набродные, незаведомые, полдневные, лесовые, болотные, луговые, пошлю я вас во чисты поля, во сини моря, во гнилы болота. Не я вас высылаю, высылает вас Матушка Пресвятая Богородица».Правда, вслед за непогодой споро росли грибы, за ними посылали детей, которым не находилось работы в поле, так что и самые маленькие в это время были поддержкой семьи, ее кормильцами.По церковному календарю 27 июля поминают преподобного Стефана Махрищского, родившегося в XIV веке в Киеве.Приняв постриг, он несколько лет провел в Печерской обители, затем перебрался в Москву. Поселившись отшельником в местечке Махрище, в 35 верстах от Сергиевой пустыни, преподобный, дорожа безмолвием, долго не принимал желающих присоединиться к нему.Уступив просьбам, в 1358-м основал монастырь, где стал игуменом. Братья Юрковские, владеющие землей вокруг обители, несмотря на уверения преподобного, боясь, что она может стать монастырской, грозились убить подвижника.Святой, удалившись в сторону Вологды, основал пустынную обитель имени Святой Троицы на реке Авнеже. Великий князь Дмитрий Донской (1350–1389) поддержав новую обитель, велел преподобному возвратиться в Махрищский монастырь.Вернувшись в свою обитель, Стефан ввел в ней общежительный устав. Будучи снисходительным к другим и строгим к себе, он носил самую ветхую и грубую одежду, работал больше всех, а братию наставлял кроткими и тихими речами. Преподобный дожил до глубокой старости – он принял схиму и скончался в 1406-м.