Этот народ старше египтян или шумеров. Их женщины делали на лице татуировки, напоминающие улыбку Джокера, а мужчины носили огромные бороды. В то же время, это один из самых угнетенных и бесправных народов мира. Само их существование отрицается уже на протяжении нескольких веков.
Две женщины в традиционных костюмах стоят напротив друг друга. Одна держит в руках карандаш для глаз, с помощью которого она пытается нарисовать на своем лице знаменитую улыбку Джокера из комиксов про Бэтмена.«Ася, делай вот так…, – говорит другая молодая женщина по-русски, пальцами показывая, как это делается – от одной щеки к другой. Черный карандаш оставляет след, похожий на угольный, на щеках женщины и вокруг ее рта. «Ого, настоящая айну!», – с удовлетворением восклицает она.Они приехали на японский остров Хоккайдо, где существует несколько резерваций айнов. Это очень древняя народность, которая когда-то населяла огромные территории на берегах Тихого океана, включая современную Японию, остров Сахалин, Курильские острова и южную часть Камчатского полуострова. По официальным данным, в Японии сохранилось только 25 тысяч айнов, а в России – всего несколько десятков.В России вообще мало что о них известно. Сведения об айнах можно пересчитать по пальцам одной руки: они жили на Дальнем Востоке; они подвергались преследованиям на протяжении всей своей долгой истории; и, наконец, айны исчезли как этническая группа в России – в 1979 году они были исключены из официального списка этнических групп. На этом информация исчерпывается.И все-таки айны в России существуют. Эти две женщины, снятые российским этнографом с Дальнего Востока, с любопытством смотрят на хижины в хоккайдской резервации, каких они не встречали в России, и робко отвечают местному айну, что они умеют правильно складывать свой костюм, и нет нужды их этому учить.
Вечно улыбающиеся женщины и необычайно волосатые мужчины
Татуировка на губах, напоминающая улыбку Джокера – отличительная черта женщин народности айну. Раньше они начинали набивать ее с семи лет: используя специальный церемониальный нож, делали небольшие надрезы по углам губ и втирали в кожу древесный уголь. Каждый год у девочки прибавлялось несколько новых линий, а завершал «улыбку» жених во время свадебного торжества. У женщин также часто можно было увидеть татуировки на руках.В нынешние времена они больше не делают таких татуировок. Теперь «улыбка» просто рисуется карандашом, и лишь по особо торжественным случаям. Последняя женщина айну, татуированная по всем правилам, умерла в Японии в 1998 году.Мужчины, в свою очередь, отличались исключительным обилием волос на лице. Так, например, им приходилось использовать специальные палочки, чтобы поддерживать усы во время еды. Еще во втором веке нашей эры древний китайский трактат упоминал о существовании «волосатых людей». Русский исследователь Камчатки Степан Крашенинников, живший в XVIII веке, описывал айнов как «поросших шерстью курильских аборигенов», главным образом, из-за их мужчин.
Известна еще одна весьма любопытная деталь: изначально айны были похожи скорее на европейцев, чем на азиатов. Сам Крашенинников и другие российские исследователи тех времен писали, что они похожи на русских крестьян с более темной кожей, или на цыган, но совсем не похожи на японцев, китайцев или монголов. Причины следовало бы искать в происхождении айнов, но когда речь идет об этой народности, одна загадка порождает другую: никто толком не знает, откуда они взялись.
Неизвестная раса
Принято считать, что корни айнов уходят в прошлое на 15 тысяч лет – еще дальше, чем история шумеров или египтян. По этой причине некоторые исследователи склонны утверждать, что айны – не просто народ, а целая раса. Существует две теории о ее происхождении. Первая – так называемая «северная теория», согласно которой они пришли из северных земель, позже заселенных монголами и китайцами. По второй теории, их предки происходят из Полинезии. Аргументы ее сторонников заключаются в том, что одежда, ритуалы, религия и татуировки айнов во многом напоминают традиции народов Океании.Наверняка можно утверждать лишь то, что айны были первыми коренными жителями японских островов, хотя самим японцам этот факт никогда не нравился, и они даже пытались его скрывать. У японцев существовала многовековая вражда с айнами из-за территорий. Аборигены вполне предсказуемо проигрывали одно сражение за другим, поскольку у них никогда не было ни государственности, ни армии, и пришлые вытесняли их все дальше не север с их островов. Несмотря на это, еще в средние века, как считают ученые, половина территории нынешней Японии была населена народом айну.«Трагедия моего народа сравнима, может быть, только с трагедией коренных народов Северной Америки, индейцев», – говорит Алексей Накамура, глава камчатской общины айнов. Впрочем, вина гонения на этот народ лежит не только на японцах.
Вычеркнутые из истории
В Российской империи им не разрешалось называть себя «народом айну», потому что в те времена японцы утверждали, что все земли, населенные айну, являются частью Японии. В то же время, айну жили как на островах, на которые претендовала Япония, так и на тех, что принадлежали России.В какой-то момент истории стало постыдно и просто опасно называть себя айнами. Многие из них ассимилировались, выучили русский язык и стали православными христианами. Принято считать, что коммунисты рассматривали айнов фактически как японцев – в результате «скрещивания» айны за несколько веков приобрели более азиатские черты. «Так получилось, что в России мы японцы, а в Японии – русские», – говорит Алексей Накамура, у которого русское имя и японская фамилия.Исторически у айнов не было фамилий. Их давали либо русские, либо японцы, но некоторые позже стали носить славянские фамилии. Многие айны сделали это во времена сталинских политических репрессий: служба безопасности НКВД (предшественница КГБ) отказывала им в советском гражданстве из-за их связи с японцами. Айнов в массовом порядке обвиняли в шпионаже, саботаже и сотрудничестве с милитаристской Японией, и отправляли в исправительные лагеря.«После Второй мировой войны было вообще не принято упоминать где-либо о существовании айнов. Существовал даже секретный приказ Главлита, организации, ведавшей цензурой, который назывался буквально так: «О запрете упоминаний об этнической группе айнов в СССР», – вспоминает доктор исторических наук Александр Костанов. После капитуляции Японии, в 1946 году встал вопрос о репатриации японского населения с российской территории. «Айны не считались бывшими подданными Российской империи. Они считались подданными Японии», – рассказывает Костанов. Вот так почти все айны в конечном итоге оказались на Хоккайдо.
Сегодня
Во время последней всероссийской переписи в 2010 году всего 109 человек назвали себя айнами. Однако, по настоянию властей Камчатского края они не были официально зарегистрированы как айны. Пять лет спустя айны зарегистрировались как некоммерческая организация, но позже она была расформирована решением суда. Причина? Официально, потому что «никаких айнов не существует».«Это означает, что мы не имеем права ловить рыбу или охотиться, как другие малые этнические группы. Если мы выходим в море на маленькой лодке, нас признают браконьерами, и наказывают огромными штрафами», – рассказывает Накамура.На Хоккайдо существует ассоциация «Utari», сеть образовательных и культурных центров народа айнов с 55 филиалами. В России у айнов нет абсолютно ничего. Все учебники на английском и японском языке привезены из-за границы. «Мы пытались как-то сотрудничать с российскими властями, но в конце концов были вынуждены сдаться. Всегда встает вопрос о Курильских островах; они хотят, чтобы мы политизировались и выражали свою позицию по этой проблеме», – объясняет он.Однако, айну вовсе не хотят политизироваться. Похоже, они и о своей этнической идентичности не очень-то хотят говорить. Согласно статистическому отчету «Японские диаспоры за рубежом», в России проживает 2134 японца. К ним относятся и некоторые айну, которые идентифицируют себя как японцев, поскольку это дает им право на безвизовый въезд в Японию. Айну, стремящихся добиться признания себя народом, так мало, что о них вспоминают разве что только этнографы. К сожалению, говорит Накамура, вероятно, это его последнее интервью: «Потому что никто не хочет о нас знать».