Казалось бы идея Минпромторга направлена на открытие малому и среднему бизнесу доступа к покупателю, но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Смотрите также:

Инструмент влияния: как доллар США разочаровал 2,5 миллиарда жителей Земли

Строительный гипермаркет Castorama покинет российский рынок

ВКонтактеFacebook Одноклассники Twitter

О дефиците торговых площадей сегодня заявил Минпромторг. И этим там объясняют идею — вернуть в города палатки и ларьки. Назад в 90-е. То, что с таким скрипом убиралось — оказывается было необходимо торговле. Во всяком случае, теперь заговорили о том, что производителей много, а магазинов — мало. Да и покупателям вроде как удобнее. Пошаговая товарная доступность.

Минпромторг зазывает лоточников обратно. Аналитики ведомства прикинули: это позволит создать 250 тысяч новых рабочих мест.

Звучит красиво. Но вопросов много. Минпромторг сетует на дефицит рынков и магазинов в России — якобы, их в два раза меньше, чем в большинстве стран Европы. Поэтому нужно срочно возрождать популяцию «краснокнижных киосков» — якобы, покупателя лишают выбора. Но это не совсем так.

Лидеры — Скандинавия и Прибалтика. В Осло — 760 квадратных метров торговых площадей на 1000 человек. В Москве — 489 квадратных квадратов. Но это — много. В Париже и Лиссабоне примерно столько же! А в Краснодаре и Самаре — и того больше.

Магазинов и павильонов — предостаточно. Другое дело, что 40% торговых площадей в России оккупировали сети. «Зайти» в ритейл — получается далеко не у всех производителей. У Рамиля Булатова осталось — 100 коров. И 100 коз. Подмосковный фермер вынужден сокращать популяцию — мясо просто негде продавать.

— За копейки покупают, — сетует фермер.

«Входной билет» за возможность поставить свой товар на полку в сетевых магазинах для мелких фермеров неподъемный. В необходимости альтернативы никто не сомневается.

— Создается такое впечатление, что этот законопроект тормозится лоббистами торговыми сетями. К ним перешла большая часть покупателей. Каналы сбыта можно организовывать самостоятельно. Но это невозможно в тех городах, где нет вохможности организловать магазины шаговой доступности, — объясняет президент межрегиональной общественной организации защиты и поддержки седнего и малого бизнеса Ольга Косец.

Но инициатива Минпромторга не дает никаких оснований считать, что «входной билет» в ларьки будет дешевле, чем в сетевых магазинах. В документе — есть любопытная деталь. Ларечными вопросами будут заведовать регионы.

— Они должны будут с учетом местных особенностей региона определить единый порядок администрирования: начиная от приема заявлений и вплоть до ведения реестра торговых объектов, — говорится в заявлении ведомства.

То есть каждый муниципалитет как удельное княжество установит свои правила. В итоге может сложиться парадоксальная ситуация: ларечную торговлю захватят… те же сетевые магазины! Гипермаркеты откроют свои микро и наномаркеты — под видом киосков. Да и готовы ли покупатели после стольких лет доминирования сетевиков променять супермаркет на ларек?

— Торговые сети несут ответственность перед покупателями за качество продукции, цену, ассортимент. Транслируют требования к любому производителю, не важно какого он размера. В том числе к малым. Не все малые производители готовы и технически способны соответствовать требованиям, которые предъявляют сети поставщикам, — говорит председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли Роман Черниговцев.

В Испании половина свежих продуктов — продается с лотка. Но туда покупатели идут не за дешевым, а за свежим товаром. В России пока ларечники не гарантируют ни того, ни другого.