В 9.55 отправил Виктории Юрьевне, учителю словесности, сообщение по мессенджеру: «Я за партой». И ровно в десять начался урок литературы в 6-м классе.
Парта — чисто условно. На самом деле я сижу перед монитором ноутбука, включил и настроил скайп. Урок, понятно, дистанционный. На экране ноутбука учитель, ученики.
Русский язык. «Классная работа, — говорит Виктория Юрьевна. — Тема: буквы «о» и «е» после шипящих на конце наречий…» На вопрос: «Какое есть исключение из этого правила?» — ответ быстро нашелся. Кто-то сказал: «Еще». Виктория Юрьевна отреагировала мгновенно: «Обожаю тебя, Крутиков!»
Это наша сегодняшняя реальность — виртуальный процесс обучения. Или дистанционное образование. Или удаленка. Появилось даже новое слово — дистант. Мне оно нравится, в нем суть явления.
Я бывал на уроках Виктории Юрьевны Соколовой в школе, так что мне есть с чем сравнивать. Первое впечатление: учителю труднее. В классе все ученики на виду, их проще вовлечь в процесс, заинтриговать, да просто видеть их глаза — есть в них желание узнать новое или надо что-то придумать, чтобы разбудить это желание? А на онлайн-уроке ученики вроде как свидетели — труднее вовлечь их в работу, а иного и невозможно. Виктория Юрьевна опытная, она чувствует настроение каждого, многое делает, чтобы класс был активным, работающим, но ее усилия тормозит экран. Ученики почти единодушны в порыве: хочется в школу! Ведь с начала марта они оторваны от нее.
Следующий урок, литература в седьмом классе, не состоялся — на мониторе присутствовала только Маша. И вот тут-то обнаруживается главная проблема дистанта — техническая. Не у всех есть компьютеры. Оптоволоконная связь для нашего городка — дело отдаленного будущего. Интернет либо по телефонной линии, весьма неспешный, либо по мобильной связи, что дорого. Есть жалобы от родителей, что вроде как бесплатное среднее образование пробивает брешь в семейном бюджете.
Следующая техническая проблема — а на какой электронной платформе проводить урок? Наша школа маленькая, в классах от шести до двенадцати учеников, потому учитель пусть и со сложностями, но имеет возможность общаться с каждым. А если в классе больше двадцати учеников? А есть классы и по тридцать! Общение с ними практически исключено.
Пообщался с учителями из других городов — редко кто проводит вот такие онлайн-уроки, подобные тому, на котором я был учеником. Чаще обучение ведут, пользуясь электронной почтой, мессенджерами — рассылают ученикам домашние задания, получают выполненные. Вот как строится день учителя литературы Натальи Левиной из Воронежа: «Дистант — это ужас-ужас! Подъем в 7.00, с 9.00 — три онлайн-урока по школьному расписанию. Подробное объяснение, обсуждение текста, стихи наизусть, отключение видео на 10 минут для выполнения упражнений, затем — проверка всего у всех. А тут еще и школа требует конспекты уроков с каждого по спецтаблице на три листа. После обеда — проверка домашнего задания и подготовка к завтрашним урокам. До часу ночи. При этом еще звонки других учителей: «Нет, ты не представляешь, у меня сегодня полетела программа!..» Представляю, очень хорошо представляю. У нас дистанционка!»
Мнение учителя Татьяны Черных: «По моей математике 90 процентов детей домашние задания делают с решебников. Поговорила с коллегами, которые преподают русский язык, биологию, они подтвердили: у них то же самое».
Вот еще одно новое слово узнал — решебник. Если при живом обучении в классе можно проверить, сам ученик дошел до решения задачи или пользовался решебником, то при дистанте это невозможно.
Поговорил с родителями. Эмоциональный монолог: «Онлайн-уроков нет. Есть домашние задания, они по всем предметам так и сыплются, кроме несчастной географии, которая вроде бы как и не предмет. По всем устным — тесты, тесты, тесты… Над ними сидит вся семья». Вот еще родительское мнение: «Как же много нерационального, недодуманного, как много ошибок в тестах. Многие не дают правильного ответа, ребенок расстраивается, я злюсь на составителей тестов и на учителя, который не удосужился их сам прорешать, прежде чем посылать детям. Учебник вообще отринут. Мучительно жаль зря потраченного своего и детского времени».
Как же много нерационального, недодуманного, как много ошибок в тестах
«Дочь когда увидела количество заданий на день, впала в истерику и сказала, что заниматься не будет. Мы составили обстоятельную табличку, что до какого дня можно делать. Без родителя ребенок в этом не разберется. Я постоянно занимаюсь тайм-менеджментом по выполнению домашних заданий. Еще плохо то, что быстроработающий компьютер только мой. Второй ноутбук сетевой дневник грузит по 3 минуты».
Дистант — новое явление, требует изучения. Методик для подобного, как я понял, нет. Да и быть не могло — кто мог вообразить подобное наваждение с коронавирусом. Но уже ясно: проблема огромная. И наскоком ее не решить.