Министерство обороны России поместило на своем сайте рассекреченные документы, связанные с проведенной 75 лет назад Ялтинской конференции союзных держав. Публикация этих материалов из фондов Центрального архива военного ведомства является продолжением работы по охране и защите исторической правды, противодействию фальсификации истории, попыткам пересмотра итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Открывает раздел доклад командующего эскадрой Черноморского флота вице-адмирала Сергея Горшкова от 19 января 1945 г. о подготовке к встрече руководителей трех держав. Эта работа велась скрупулезно. Было, в частности, предписано организовать салют почетных караулов, выделить переводчиков, офицеров-экскурсоводов, а также, цитируем, «изучить офицерским составом правила взаимоотношений с иностранцами, положение о флагах и салютах».
Для защиты Ялты от возможных атак с моря и с воздуха в город перебросили значительные силы. Об этом рассказывают боевые директивы штаба Черноморского флота. В них сказано: «Для усиления береговой обороны Ялты передислоцировать и установить в районе Симеиза 76-мм батарею 386-го Отдельного краснознаменного батальона морской пехоты…». «Для предотвращения внезапного удара противника со стороны моря по району Главной базы, — организовать дальний морской дозор в составе двух подводных лодок».
Директивами предписывалось создание из состава истребительной авиации Черноморского флота Северной и Южной групп ВВС для прикрытия южного Крымского побережья, аэродромов Саки, Сарабуз и Севастополя. А, к примеру, для помощи вынужденно севшим на воду самолетам был выделен эскадренный миноносец.
Посетители раздела также смогут ознакомиться с картами-схемами организации обороны некоторых участков города. К примеру, в разделе представлены рассекреченные командирские карты черноморского побережья, морского дна Азовского и Черного морей с пометками и описаниями оперативной обстановки.
В особом режиме работали Военно-воздушные силы: «В соответствии с решением Наркома ВМФ и командующего артиллерией Красной армии, на базе истребительных частей ВВС ЧФ и 126 авиационной дивизии ПВО — образовать Южную группу ВВС с задачей обороны южного побережья Крыма», — говорится в приказе командующего ВВС Черноморского флота о создании воинского объединения специально для проведения конференции в Ялте. «В сложившейся оперативной обстановке на Черноморском театре возможны налеты боевой авиации противника на наши аэродромы, корабли в ВМБ и порты южного побережья Крыма», — указывается в боевом приказе, — «Южная группа ВВС самостоятельно и во взаимодействии с группой войск ПВО КА не допускает налетов авиации противника на южные районы Крыма, уничтожает одиночные и группы самолетов днем и ночью, методом перехвата, патрулирования в зонах и дежурством на земле всего боевого состава».
Как свидетельствуют документы, особое место в организации обороны занимала подготовка осуществления связи не только между подразделениями Красной Армии, но и с авиацией и ВМС союзников. В отчете начальника связи Черноморского флота контр-адмирала Громова указаны ресурсная база, система работы и схема узлов связи. На недавно оккупированном и разрушенном побережье заново пришлось создавать систему связи между городами не только в пределах полуострова, но и до столицы Советского Союза — Москвы. Для нужд правительственной связи выделялись отдельные провода: «Отделу правительственной связи были полностью переданы от Севастополя до Симферополя — четыре провода, до Ялты — три провода, до Евпатории — два провода». Кроме того, командованием была поставлена задача обеспечения радиосвязью американской и английской военно-морских миссий.
При выполнении поставленных перед связистами задач, возникли вопросы по выбору мест дислокации подвижных радиостанций: «Особые трудности представил выбор месторасположения подвижных раций. Ялта, опоясанная горным хребтом, характеризуется плохим прохождением коротких радиоволн. Поэтому вопросу выбора месторасположения подвижных раций было уделено серьезное внимание».
А вот как выглядит радиообмен между нашими, английскими и американскими моряками. Начальник связи Черноморского флота контр-адмирал Громов докладывает начальству:: «Радиообмен узла связи ЧФ с американскими и английскими кораблями был незначительным, но следует отметить: …по американским кораблям — …знание и умение пользоваться русскими сочетаниями,… вольность в эфире и многословность». И далее: «По английским кораблям: …исключительная четкостью работы на ключе… исключительная лаконичностью при применении международного кода».
Связь также была установлена с базами союзников на острове Мальта и в Гибралтарском проливе, откуда приходили сообщения о маршруте и движении самолетов иностранных делегаций. «Срывов управления связью за период подготовки и проведения конференции — не было», — подводит итог в отчетном документе начальник связи флота.
В разделе представлены рассекреченные списки прибывающих самолетов с членами иностранных делегаций. Согласно им, президент США и премьер-министр Великобритании прилетели на американских самолетах С-54 (это грузопассажирский борт, известный как Douglas C-54 «Skymaster»). Причем, самолет Рузвельта приземлился на пять минут раньше самолета Черчилля. Сопровождение гостей также было возложено на авиацию Черноморского флота.
Для участников конференции подготовили специальные палаты и выделили опытный медперсонал в военно-морском госпитале. Кроме того, было организовано лабораторное исследование питания и водоснабжения прилетевших в Ялту иностранных делегаций. Проводились ремонтные работы, траление бухты военно-морской базы, Ялтинского порта и подходов к ним, было выполнено разминирование Английского кладбища. Об этом упоминается в докладе начальника главной военно-морской базы Черноморского флота.
Отдельного внимания заслуживают ранее не публиковавшиеся фотоснимки. В частности, рассказывающие о походе Уинстона Черчилля на Сапун-гору и экскурсии американских моряков на смотровую площадку. Есть также снимки совместных застолий англичан и американцев с героями-черноморцами. А еще — немало кадров, показывающих, каким оставили после себя город-курорт немецкие оккупанты.