Может ли культурный проект стать локомотивом развития территории? Петербургский предприниматель, ставший собственником 200 гектаров в «медвежьем углу» Ленобласти, считает, что да. Сегодня его проект по созданию в Подпорожском районе «Парка биоморфных скульптур» в самом начале пути, но предприниматель уверен: через каких-нибудь три-четыре года он не только окупит себя, но и начнет приносить прибыль.
Все начиналось, когда Максим Титов решил заняться чем-нибудь «для души» и начал создавать туристический парк. Съездил в Хибины, в Карелию, в Нидерланды… Помимо изучения опыта, пригласил опытного голландского консультанта, который занимается развитием «туристических деревень» по всему миру.
Зарубежный опыт, как отмечал его голландский консультант, учит: для того чтобы вывести продукт на рынок, необходимо сначала все просчитать, потом построить «под ключ», а уж потом предлагать товар потребителям.
— Но в России так работать невозможно, — говорит Максим. — Мы потихоньку «включали» разные этапы проекта, а потом делали следующие шаги.
Порой доходило почти до катастрофы. Так, когда грянул последний кризис, отчаявшийся владелец решил было продать скупленные земли.
Все изменилось, когда судьба свела Максима Титова с московским художником Дмитрием Каваргой. Столичный житель искал для себя «дом в глухомани» и занимался созданием биоморфных скульптур, которые как бы «вырастают» из ландшафта и гармонично сочетаются с ним. Поучаствовать в создании парка позднее выразили желание художники Дмитрий Жуков, бельгийка Каролина Гулен и Николай Полисский, основатель парка ландшафтных объектов в деревне Никола-Ленивец. Сейчас вблизи этого, только еще создаваемого парка биоморфных скульптур уже поселились и другие художники, музыканты и даже научные работники.
Уставшие от офисного однообразия, горожане охотно включаются в такие «путешествия для души и тела»
Максим считает: его детище будет развиваться как своеобразная, со своей изюминкой туристическая деревня, в которой гостям будут предлагать развлечения на разный вкус. Например, предоставлять возможность пожить в настоящем деревенском доме, повозиться на грядках, пообщаться вплотную с козами, курами. Для товарного, фермерского хозяйства здешние земли не подходят, а вот для такого дополнения — вполне. Не отказывается предприниматель и от рыбного хозяйства.
Появившийся на берегу Гонгинского озера комплекс комфортабельных коттеджей убеждает: проект будет развиваться. Но как?
Максим уверен: для реализации планов нужны не столько инвесторы, сколько «соучастники» проекта. Именно поэтому он сейчас налаживает контакты с проектом «Аль-туризм», реализуемым Екатериной Затуливетер. Принцип там необычный: организаторы собирают людей, готовых стать частью какого-то важного, социально значимого дела. Например, едут командой в Городец, чтобы помочь в реставрации и спасении резных наличников. Или отправляются на Чукотку, чтобы наряду с любованием экзотикой поучаствовать в создании Музея морского промысла.
Уставшие от офисного однообразия и привычного турецкого пляжа в отпусках, молодые горожане охотно включаются в такие «путешествия для души и тела». Приятно ведь испытать некое приключение, которым к тому же можно гордиться как добрым делом.
Дзозеф Пайн и Джеймс Гилмор давно уже открыли, что современная экономика движется в сторону «экономики впечатлений». Сейчас она делает новый поворот — к экономике соучастия. И молодые предприниматели вроде Максима чутко ловят эту тенденцию.
Так, сегодня он говорит, что оптимальным партнером для него стал бы тот предприниматель, кто пришел бы с предложением взять кусок земли в аренду под необычный, интересный, творческий проект, который, понятно, никак не навредил бы общему делу. Но, например, отдать пустующий сарай под склад для старых шин или ферму для криптовалюты невозможно. А вот предоставить свои площади под турслеты или устроить здесь некий коворкинг-центр для событийных мероприятий туристического профиля — почему бы нет?
Развитие этой территории создает и новые рабочие места. Местный краевед Михаил Курилов готов давать уроки юным экскурсоводам. А Вепсский центр фольклора, расположенный в соседней деревне Винницы, способен удивить самых взыскательных туристов: здесь готовы проводить до десятка мастер-классов, обучающих искусству, традициям и кулинарии вепсов.
— Если наладить к нам поток туристов, здесь каждому будет чем заняться. — говорит Максим.
И судя по энтузиазму, с которым он и его команда осваивают новые технологии бизнеса, скоро так и будет.