Париж. Фото Reuters
Наплыв эмигрантов из Азии и Африки в страны Европы вызывает ассоциацию с историей о том, что «бумеранг всегда возвращается». И ещё в этой связи вспоминается и, что «последние станут первыми» и, что «ничто не вечно под Луной»… В общем, наблюдаем мы сегодня смену полюсов взаимоотношений между «просвещенной Европой» и её бывшими колониями.
А начнем вот с чего.
Приведенные далее слова принадлежат бельгийскому писателю русского происхождения Александру Скоробогатову. Он – и член ПЕН-клуба, и автор, которого с удовольствием переводят в Европе – в Нидерландах, во Франции, в Италии. Он известен и имеет определенный творческий авторитет. Вот почему хотелось бы начать разговор о, не побоимся этого слова, Будущем Европы с обширной цитаты из прозы Александра Викторовича.
Не представляется секретом, что европейская земля чрезвычайно бедна полезными ископаемыми – здесь нет ни золота, ни серебра, ни многих других ключевых для развития Западной Цивилизации и её обогащения элементов. Даже местных нефти и газа не хватает, чтобы обеспечить потребности этого «континента по имени Европа» – как считают одни, или «полуострова Евразии под названием Европа» – как полагают другие.
В любом случае, европейцы за века – что Средние, что «темные», что демократические – отметились исправным стремлением брать то, чего им дома не хватает, где-то за морями. Причем, брать силой. За этим и плыл в дальние страны Колумб, который искал богатую Индию, а нашел для бледнолицых «бесхозную» Америку. Как пелось когда-то в нашей песне о «матросе Железняке»: «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону…» Впрочем, после этого «открытия» европейцы стали бессовестно Америку грабить, чем и были довольны.
А потом, вослед, пошли по морям-океанам корабли Магеллана и Америго Веспуччи, не говоря уже о Куке, чья история даже попала в песенный фольклор.
А потом испанцы, получившие первые громадные богатства от грабежа коренных американских племен, навезли в Европу золото.
А потом англичане решили проблемы создания собственного богатства просто и жестко – они грабили испанские суда, плывшие из Америки (фильм «Морской ястреб», как откровенное признание в этом грабеже), на чем и сколотили первый золотой запас британского банка. Это была та самая «экспроприация экспроприаторов», о которой писали классики марксизма. Впрочем, спустя некоторое время золото английских королей плавно перешло под контроль частных лиц, например, семьи Ротшильдов.
Теперь, после краткого исторического экскурса передадим, наконец, слово Александру Скоробогатову. В своей работе «Общество, как договор между сильными и слабыми. Очерки по экономике истории» он, в частности, пишет о европейских нравах: «Перспектива грабежа, как угроза для слабых и как шанс для сильных, должна была одинаково ориентировать и тех, и других на непроизводительное употребление излишков. У первых отказ от сбережения излишков в пользу проедания проистекал из слабой надежды на их сохранение, а у последних — из того, что основой процветания были не экономические инвестиции, а силовой потенциал. Излишки шли не на расширение производства, а на избыточное потребление или на образование сокровищ. Инвестиции, как способ употребления излишков, лишь недавно пришли на смену господствовавшему дотоле проеданию. На протяжении большей части истории Человечества инвестировать во что-либо, кроме рыцарей да пехотинцев было… бессмысленно».
По-моему, это – приговор европейским нравам и политике. Нет?
А, с другой стороны, как им было по-другому жить, имя минимальную ресурсную базу, либо, не имея вообще никакой ресурсной базы, кроме доходов от грабежей соседей ближних и народов дальних?
Как полагаете, почему европейцы сегодня готовы закупать газ и нефть в иностранных, порой далеких от их берегов, странах? Потому, что сегодня возможно именно закупать – а такая привычная для европейских нравов Средних веков посылка британского, французского, испанского etc. десанта в южноамериканские, индийские, африканские, тихоокеанские etc. страны и веси в наши дни для них нереальна. Но жить-то в Европе надо, при этом, желательно не опускать уровень той жизни, которую евросчастливцы ощутили за завершающуюся нынешнюю четверть века: им было сыто и стабильно, но… скучно.
Однако, в печати все чаще появляются материалы, напоминающие былые воинские набеги европейцев на земли дальних стран. И это все сопровождает нынешний наплыв эмигрантов-беженцев в Европу. Впечатление такое, что европейцев призывают каяться за былые грехи их предков.
Например, людям в ведущих странах Евросоюза напоминают о том, что натворили их соплеменники в колониальную эпоху. Открыто пишут, что «прошлое европейских стран изобилует геноцидами». Пишут, что уже Гаагский суд принял решение расследовать массовые убийства, совершенные Нидерландами в их бывшей колонии Индонезии, когда в 1946-47 годах в Южном Сулавеси голландские военные расстреляли три тысячи индонезийских мужчин. Напоминают, что в Руанде и Конго, бывших колониях Бельгии, более десяти миллионов человек стали жертвами геноцида. Указывают, как Великобритания в 1788-1938 годах систематически уничтожала аборигенов — коренное население Австралии.
В исторических архивах сохранился, например, такой документ, касающийся захвату Англией в XIX веке богатейшей Индии. 2 февраля 1835 года лорд Маколай обратился к британскому Парламенту со следующим письмом:
«Я объездил всю Индию и не встретил ни одного нищего, ни одного вора… Я видел там такое богатство, столь высокие моральные ценности, людей такого калибра, что я не думаю, что нам удастся покорить эту страну, если мы не сломим саму первооснову этой нации, её духовное и культурное наследие. Для этого я предлагаю подменить её древнюю образовательную систему, культуру, с тем, чтобы индусы думали, будто все иностранное и английское лучше и величественнее, чем их собственное, чтобы они потеряли чувство собственного достоинства, родную культуру и стали тем, что хотим мы — истинно покоренной нацией». Ничего не напоминает?
А потом, когда сюда пришли-таки англичане, в Индии началось вот что:
Да, Р.Киплинг, служивший в ту пору в Индии, писал «Take up the White Man’s burden» — «Несите бремя белых среди племен чужих». А на деле это белых носили и возили индусы…
А на деле недовольных английским колониальным режимом расстреливали из… пушек, как этих сипае, восставших против британцев. Широко известная картина русского художника Верещагина «Расстрел сипаев». Однако, сегодня мы представим вашему вниманию другого – англосаксонского живописца. Это – «Sepoy Mutiny, 1857», картина, выставленная на сайте «FineArt America». Автор, к сожалению, не указан – только год создания:
Напомнили не так давно и про следы колонизации в бельгийском Конго. Опубликованы документы в подборке «Category archives: Congo»: «The baskets of severed hands, set down at the feet of the European post commanders, became the symbol of the Congo Free State…» – «Корзины с отрубленными руками (конголезцев), поставленные у ног европейских командиров, стали символом “Свободного государства Конго”… Коллекционирование рук, отрубленных у местных жителей, стало самоцелью».
«Высокие отношения» наблюдались не только по линии колонизаторы – рабы, но и между самими европейцами. В 1999 году вышел у нас перевод работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать», содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины XIX века. Эта жестокость была порождена регулярными войнами в Западной Европе в период последовавший за Средними веками – в, извините, Эпоху Возрождения…
Тридцатилетняя война в XVII веке унесла тогда половину населения Германии. Папа Римский даже временно разрешил многожёнство, дабы восстановить численность населения. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило той 5/6 части жителей. И т.д. …
Эти факты европейской истории сейчас стали довольно активно обсуждаться в Старом Свете. Возможно, причина в том, что в европейском воздухе ощущается уже дуновение того самого ветерка, который несет зерна серьезной модификации всей жизни местного населения. Наплыв чужаков, наблюдаемый с 2015 года, и попытки некоторых стран купировать этот накат беженцев-мигрантов, вызывает все более крепкий протест и консолидацию политических противников нынешних европейских властей.
Власти эти чувствовали себя более-менее уверенно в течение почти трех десятилетий, но теперь настроения в массе избирателей могут вылиться, для начала, переходом Европарламента на ближайших майских выборах под влияние тех сил, что готовы отстаивать «европейскую самобытность» и давать отпор активности пришельцев. На днях во время визита министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини в Венгрию говорили там именно об этом. «Евроньюс» сообщили: «Визит начался с посещения довольно необычного места: забора из колючей проволоки на границе с Сербией. Итальянский политик приехал в Венгрию в надежде построить новый европейский альянс, объединив силы антимиграционных партий». И это вызывает ассоциации с историческим опытом Европы, о чем сейчас и идет разговор.
Такие предположения подтверждаются и в оценках самих европейцев, причем, из кругов политических. Так, известный французский деятель, лидер националистической партии «Движение за Францию» Филипп де Вилье (Philippe de Villiers) выступил в парижской газете «Le Figaro» с показательным интервью «Nous vivons peut-être lafin d‘une civilisation, la nôtre» («Возможно, мы наблюдаем конец цивилизации, нашей цивилизации»). Послушайте, что он говорит:
«У развала Римской империи и нашего падения есть два общих момента. В определенный период римская аристократия, которая думала лишь о том, как выложить порфиром свои купальни, перестала считать защиту рубежей страны необходимостью. Потеряв границы, Рим потерял гордость и подорвал обороноспособность. Если границы нет, идентичность размывается… Наш политический класс, судя по всему, до сих пор не понимает необходимость границ. Он позволяет новым «варварам» с их нравами и религией утвердиться на части территории Франции… В современной Франции простые граждане из осторожности не решаются ходить в определенные районы. Границы теперь возникают уже внутри страны, поскольку в ней становится все больше зон исламской экстерриториальности, которые уносит в сторону шариата».
Достаточно жесткие оценки, и, по некоторым прогнозам, эти набирающие силу настроения скоро проявятся в процессе выборов в Европарламент. Ждать осталось всего несколько дней до конца мая.
Причем, обсуждаемые тенденции развиваются на фоне начавшегося сокращения коренных жителей ряда европейских регионов. «Дойче велле» в эти дни сообщила о резком сокращении населения Восточной Европы и о росте населения Западной Европы, правда, только… благодаря иммиграции.
Демографы из Австрии провели исследование, в результате которого получены данные: в Западной Европе с 1990 по 2017 г., «благодаря иммиграции», численность населения увеличилась – в эту группу стран входят Швейцария (прирост на 26%), Испания (20%) и Швеция (17%).
А больше всего сократилось число жителей в Латвии (-27%), Литве (-23%), Боснии и Герцеговине (-22%), на Украине (-13%). Чехия, Словакия и Словения – три страны Восточной Европы, в которых число жителей немного (на 2-3%) выросло. Такое сокращение численности населения является «беспрецедентным для мирного времени», подчеркивают исследователи из Венского центра демографии Витгенштейна.
Такое впечатление, что «бумеранг» все-таки в Европу вернулся. Века колониальных захватов не прошли даром. Маятник пошел в обратную сторону, и с учетом высокой пассионарности мигрантов можно уже оценивать, насколько серьезным станет этот ответ.
А теперь, вкратце, сонм проблем для Европы на текущий момент:
— Выход Великобритании из Евросоюза «завис»: если перефразировать приснопамятного Троцкого: «ни Brexit’a, ни евроинтеграции». Вопрос в том, долго ли можно просидеть на этом «шпагате»? Проблема и для руководства ЕС – вопрос о будущей стратегии откладывается, поскольку неясно, что решит Лондон.
— Обострение отношений стран Евросоюза с США – как в целом, так и в частности. Например, недавний отказ госсекретаря Помпео от заявленного визита в Берлин расценили в Германии, как «наглость». В немецкой газете «Süddeutsche Zeitung» опубликован комментарий «От германо-американской дружбы остались одни обломки», в котором отмена госсекретарем встречи с канцлером Меркель за несколько часов до назначенного времени названа так и названа – «наглостью».
— Наплыв беженцев из стран Азии и Африки на территорию Евросоюза вызывает две диаметральные реакции: одни граждане ЕС перепугались и жмутся по своим районам, куда приезжие пока ещё не наведывались, в то время, как полиция во Франции, Швеции и ряде других стран в «гетто» мигрантов благоразумно не заходит; другие – собирают общественную поддержку для создания движения «против мигрантов».
— Экономическая ситуация в большинстве новых участников ЕС, а это – страны Восточной Европы, вызывает желание «ядра ЕС», то есть стран Западной Европы, которые это объединение и создавали с 1950-х годов, перейти на модель «двухскоростной интеграции», то есть каждый развивается как может – в кризис «на всех рассчитано не было». И это сыграет на ослабление, если ни на раскол, Евросоюза.
— Нынешнее общее замедление мировой экономики и торговли не способствует открытию и становлению новых рынков для европейского производителя, тем более, что Китай, который со своими товарами и финансовыми возможностями скупать ценными производственные и транспортные ресурсы на корню и уже присутствует во многих регионах – от Тихого океана до Средиземного моря в Европе.
— С точки оценки моральной силы европейского общества в целом можно согласиться с теми аналитиками, которые размышляют, как был прав Шпенглер со своим «Закатом Европы». Хоть и написал эту работу почти сто лет назад, но уловил уже тогда те элементы увядания Старого Света, которые сегодня всё отчетливее проявляются – что в быту европейцев, что в европейских нравах, что в общественных интересах и явлениях постмодернистской культуры, которую и «культурой»-то назвать сложно.
Полагаю, что знатоки европейских реалий могут дополнить этот список проблем своими оценками. Но вряд ли кто-то скажет, что таких проблем в Европе не существует, и они не влияют на общую ситуацию.
Ну, а если высветить особенности нынешних явлений, то можно повторить то, с чего и начали – развитие жизни стран и народов Земли имеет свои закономерности, одна из которых – так называемый «бумеранг». Завершилась почти 500-летняя Эпоха доминирования Запада. Она была отмечена колониальными захватами и целым рядом войн, в которых человечество потеряло десятки миллионов людей. Для инициатора этих процессов – европейского общества – настала пора принять ответную историческую реакцию от, как писал Достоевский, «униженных и оскорбленных» самими европейцами.
И это – очень кризисо-опасный период мировой истории, когда бывшие «хозяева мира» попали под «ответный огонь», переходят в оборону, но отказаться от привычки многовекового доминирования, естественно, не желают. Значит, нынешнее усиление «коллективного Юга» и «коллективного Востока» должно побудить «коллективный Запад» к ответным действиям.
И, как представляется, эта волна публикаций с напоминанием, кто и как из колонизаторов вел себя в прошлом, возможно, сыграет свою роль в мобилизации европейцев на новое сражение против их бывших рабов. Только сражение это будет уже у европейцев дома – на собственной территории. И это – новая для них реальность. Причем, рефлексия может быть весьма знаковой – помнит же Европа, как во Второй Мировой войне даже сильная Франция сдалась противнику за 40 дней.
И не просто так сгорел Нотр-Дам де Пари, как символ той самой Европы, которая отходит в прошлое.
И не просто так Филипп де Вилье предостерегает: «Возможно, мы наблюдаем конец нашей цивилизации».
И не просто так никто сегодня не скажет, что «Запад един».
И никто не споет европейцам песню Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»…
Эпические времена. Эпические перемены.