Разговоры о реформировании отечественного образования ведутся уже на протяжении многих лет. Действующая система обучения, доставшаяся в наследство от Советского Союза, в корне не устраивает российских чиновников. После развала СССР, в качестве эталона реформаторы выбрали западную модель, ровняясь на которую, уничтожают пережитки советского прошлого.Основную идею озвучил глава Сбербанка Герман Греф, который и курирует этот проект:Вся модель образования — от детских садов до ВУЗов — должна быть изменена.Вместе с тем, происходящие сегодня изменения в школах и ВУЗах одобряют далеко не все россияне. Многие противятся нововведениям и считают их вредными. Однако, на что же направлены и к чему ведут все эти реформы? Давайте разбираться вместе.Ответ в полной мере можно получить, ознакомившись с концепцией «Образование 2030». Кстати, хочу выразить благодарность Никите Михалкову, который в выпуске «Над пропастью во лжи» авторской программы «БесогонТВ» уделил большое внимание этой проблеме.Пересказывать весь документ не буду, остановлюсь лишь на наиболее важных аспектах.1. Вся новая архитектура системы образования сводится к одному: процессом обучения и самими людьми будет управлять искусственный интеллект. Жизнь преподносится как игра:Для этого по максимуму вводится цифровизация, обучение сводится к играм. Внедряются такие понятия, как «Игра — это норма», «Игра всё детство», «Человек играющий» — как общественная норма» и т. д. Провозглашается, что жизнь и работа в виртуально-реальных мирах это тоже норма.2. Оказывается, что существующая сегодня система образования является неэффективной и должна быть ликвидирована. При этом указаны и сроки «оптимизации»:Ненужными и подлежащими упразднению признаны не только общеобразовательные школы и исследовательские университеты, учителя и учебники, оценки по итогам семестров/четвертей и дипломы, но и сам формат текста, как форма коммуникации, к 2035 году должен прекратить своё существование.По замыслу реформаторов книги и статьи в системе образования больше будут не нужны. Наверное, их заменят яркие и веселые мультяшки, которые в игровой форме доступно передадут знания учащимся — будь то литература, химия или сопромат. Уметь читать тоже будет не обязательно. Теперь этот навык будет не доминирующим.Поскольку текстовый формат больше не актуален, то и учиться держать ручку и писать тоже не нужно. Всеми гаджетами и процессами можно управлять голосовыми командами. А если и потребуется что-нибудь сохранить в виде букв, то программа сама распознает речь и исправит ошибки.
В концепции 2030 это называется «Новые технологии сенсографики и инфографики» — появление визуального языка.3. На смену старому традиционному обучению приходит искусственный интеллект и нейронет. Даже азбуке ребенка учить будет компьютерная программа в игровой форме:Кстати, отечественным «Отраслевым Союзом НейроНет» даже подготовлена «дорожная карта» по внедрению этих технологий в систему образования к 2035 году. Привожу фрагмент плана нейрообразования:Концепцией «Образование 2030» объявляется когнитивная революция и вводится био-мониторинг (генетическое тестирование) учащихся вместо экзаменов. Более того, прогнозируется продажа элитных генных наборов для детей «Дети на заказ».Био и нанотехнологии превращают электронные устройства в части тела, а само тело человека становится интерфейсом для взаимодействия с цифровой средой. Появляются люди «гибриды», которых будут обучать через быструю загрузку знаний в искусственную часть личности.Отсюда следуют и виртуальные наставники, и приоритет дистанционного обучения:Однако авторы этой концепции осознают, что у них есть и противники. Это в первую очередь учителя, профессорско-преподавательский корпус и родителей консервативных взглядов. А также представители официальных конфессий и так называемые «лишние люди» — жертвы прогресса.В начале статьи я написал, что отечественные реформаторы образования в своих действиях равняются на Запад. Действительно, если мы посмотрим, на основании каких же документов создавалась концепция «Образование 2030», то увидим, что все источники — иностранные.Друзья, я поделился лишь наиболее главными, на мой взгляд, тезисами. Для полноты картины рекомендую лично ознакомиться с этим проектом. Информации много, документ большой — 212 страниц. Полную версию можете найти в сети по запросу «будущее образования глобальная повестка». Буду рад, если поделитесь своим мнением.ПО-ЖИВОМУ