Вслед за алкоголем, табаком, меховыми изделиями и лекарствами государство планирует распространять обязательную маркировку и на другие группы товаров. Один из первых товаров в очереди — обувь. Обязательная маркировка обуви планировалась для внедрения с 2019 года, но последние новости сообщают об отсрочке до следующей весны.
Появится ли обязательная маркировка обуви уже с 2019 года
По первоначальным планам предполагалась, что она начнет работать уже с 1 июля 2019 года. С этой даты на всей обуви, поступающей в продажу, должны были появиться специальные наклейки с особым штрих-кодом. Аналогичные наклейки, дублирующие их, должны были появиться на коробке от конкретной пары.
В итоге до этого числа внедрить систему маркировки обуви не успели и были установлены другие даты.
Как таковая обязательная маркировка всей обуви начнет полноценно работать в России с 1 марта 2020 года. Эта дата установлена в проекте соответствующего постановления, который разработан Минпромторгом. Пока постановление официально не подписано, но причин, по которым этого не случится, нет. До будущей весны будет действовать переходный период, который начнется в июле. Начиная с 1 июля по по 30 сентября 2019 года все организации и предприниматели, которые занимаются производством и продажей обуви (на всех этапах оборота этого товара) должны будут зарегистрироваться в специальной системе мониторинга. Если организация будет создана после 30 сентября или начнет заниматься оборотом обуви после этой даты, на регистрацию в системе ей будет давать семь дней. Затем, начиная с 1 октября 2019 года, маркировка обуви будет добровольной. Такой режим будет действовать пять месяцев, пока с 1 марта 2020 года маркировка не будет являться строго обязательной. В течение этих пробных пяти месяцев участникам всей цепочки оборота обуви — от производителя до розничного продавца — нужно будет обзавестись соответствующим оборудованием и научиться пользоваться им в деле.
Для чего нужна обязательная маркировка обувной продукции
Маркировка новых групп товаров вводится в России по аналогии с давно существующей системой ЕГАИС, которая представляет собой обязательную маркировку алкоголя. Новинка формально преследует те же цели. Прежде всего речь идет о сужении пространства для оборота поддельной обуви и росте качества обувных товаров на российских прилавках.
Считается, что современная система маркировки максимально защищает рынок от контрафакта. Подделать или как-то изменить марку невозможно. Наклеенный на обувь и коробку от нее штрих-код является уникальным, он содержит полную информацию о конкретном товаре, его производителе и всех этапах оборота.
Для потребителя может оказаться полезной и другая дополнительная информация об обуви, которую он может узнать по штрих-коду. К примеру, система будет содержать данные о материале изготовления конкретной пары. Если речь идет о кожаной обуви, будет указан вид кожи. Благодаря такой прозрачности обман потребителя будет менее вероятен.
Понятно, что при введении обязательной маркировки новых групп товаров вполне могут преследоваться и другие интересы, о которых не говорится. Например, обеспечить реализацию специальных устройств для чтения двухмерных штрих-кодов. Кто производит такие устройства и зарабатывает на этом — большая и интересная тема. Минусом для потребителя может оказаться то, что изготовителям и продавцам обуви придется компенсировать свои расходы на покупку и обеспечение работы нового оборудования. Понятно, что других вариантов, кроме как повысить цены на обувь, у бизнеса не будет. Так что за прозрачность рынка и его очищение от подделок снова придется платить обычным людям.