Профессор кафедры «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана и руководитель проекта Дмитрий Онищенко в интервью корреспонденту iReactor рассказал про создание облика молодежного автомобиля.
Корреспондент издания пообщался с основателем и идеологом спортивного молодежного родстера, полностью созданного на отечественной компонентной базе в стенах МГТУ им. Н. Э. Баумана. Перед выходом машины на рынок iReactor узнал, кто и когда принимал участие в создании внешнего облика автомобиля.
Машина постоянно модернизируется в 3D-моделлинге. Это продиктовано идеей систем безопасности. Некоторые модели похожи, поскольку габариты одинаковы. Внешне некоторые модели отличаются лишь оптикой. Наружные обвесы были идентичны. Несущая система первого и второго прототипа разная. На втором прототипе несущая система — коробчатый монокок из листового металла, разрезанный лазером и соединенный через паз, а после приваренный. Такой подход как во втором прототипе очень трудоемкий, много нужно резать, много варить, — отметил Онищенко.
По этой причине конструкторы перешли к третьему проекту. Именно он был идеален по безопасности. Третий прототип был технологичен и позволял уместиться в требуемую цену.
Мы оптимизировали пассивную безопасность. За год плодотворной работы были сделаны тесты каркаса автомобиля. Это было создано для того, чтобы мы могли верифицировать наши автомобили перед краш-тестами. Все необходимые тесты, которые нужно будет провести на реальном автомобиле, мы сделали на моделировании. Теперь мы уверены, что наш третий прототип пройдет все краш-тесты и получит необходимое количество звезд, — обратил внимание Онищенко.
Безопасность родстера «Крым»
Для проверки был создан краш-тест с перекрытием лобового удара 50 на 50. Несмотря на то, что машина легкая, она хорошо разбилась. Лучше, чем Ford Taurus. Кокпит перед пассажиром практически не деформировался. Это говорит о безопасности родстера «Крым». Несмотря на это, по результатам тестов была увеличена колея на 70 мм. Конструкцию монокока также сделали иной для того, чтобы, сохранив жесткость, повысить безопасность и сделать машину просторнее.
Раньше в автомобиле было трудно уместиться полному человеку. Теперь этот вопрос решен, и в салоне родстера будет гарантировано просторнее. Наклон лобового стекла изменился. По соображениям пассивной безопасности имеем право это делать, чтобы в случае переворота водитель и пассажир с открытым верхом не получили травмы головы. По этой причине нам пришлось пересмотреть дизайн. Теперь есть базовый дизайн, который мы запатентовали, он создан по этой системе. Также с дизайном модели есть две интересные истории, — рассказал для iReactor Онищенко.
Один из ранних проектов для родстера совершенно бесплатно сделал популярный автохудожник Сергей Баринов. Его проект привлек к родстеру небывалый интерес. Известный и создавший серьезные проекты за рубежом человек сам разработал бесплатно два дизайна автомобиля, поскольку родстер, созданный студентами, заинтересовал его.
Есть и другой жизнеутверждающий случай. В 2018 году мы совершали визит на родстере на фестиваль молодежи и студентов. Нам написал в Сеть молодой дизайнер из города Кореновск. Простой парень хотел, чтобы мы показали ему машину. Мы дали ему прокатиться на родстере на первом прототипе, и он был в восторге.
Очень волнительным жестом молодой человек показал нам нарисованные карандашом скетчи родстера «Крым», как он его видит, и попросил взять его за основу. У него классно получились двухмерные рендеры. Я ему очень вежливо ответил, что от картинок до 3D-модели огромная дистанция, и что ни один уважающий дизайнер не будет обрисовывать чужие скетчи. После этого он очень расстроился, — обратил внимание Онищенко.
Не думал сдаваться
Однако молодой человек не сдался. Ему рассказали, какие системы моделирования нужны для создания полноценного проекта. Создатели родстера думали, что больше никогда не увидят парня, но это оказалось не так.
Мы сказали теплые слова, и парень остался в Кореновске. Мы не хотели его разочаровывать и постарались сказать все максимально вежливо. Прошло всего два с половиной месяца, и молодой человек прислал мне 3D-модели его варианта дизайна. Я был поражен. Ранее эти рендеры мы нигде не выкладывали. Мы выдерживаем время, чтобы привлечь внимание к проекту, и теперь оно настало, — поделился Онищенко.
Именно их читатели iReactor первыми и имеют возможность видеть в тексте. Игнорировать такие порывы вроде поступка юноши из Кореновска нельзя. По этой причине руководителями проекта было решено объединить 40 вузов. На базе НАМИ уже сделана стратегическая сессия.
В РФ есть 30 команд. Там трудятся грамотные и самоотверженные молодые коллективы. Было предложено создать КБ, где сопричастные люди смогут приложить руку к проекту. Также это поможет в случае, если АвтоВАЗ откажется помогать с реализацией идеи.
Один из сценариев — это продажи родстера у дилеров АвтоВАЗ, ведь расходники, масла и детали у модели схожи. Если этого не произойдет, то будет создано производство от 100 до 1 000 автомобилей в год в каждом таком центре. Везде будут использоваться НИПы. Они имеют налоговые льготы и технические возможности вуза, — заключил Онищенко.
Плюсы от такого решения получат все, поскольку само учебное заведение в этом случае получит у себя под боком базу для практики. Студенты же смогут вносить изменения в конструкцию автомобиля, что выгодно отличает машину от аналогов. Постоянный процесс улучшения сделает родстер «Крым» абсолютно народным молодежным автомобилем, как о нем и мечтали создатели.