Share Tweet Share Share Email Comments
Откуда у Каина взялась жена?
Мы получили такое электронное письмо: «Привет! Я упёртый сторонник эволюции. Я всегда говорю своим религиозным друзьям, что Библия – это, может быть, такая же легенда, как рассказы про короля Артура и рыцарей Круглого Стола… Хотя я, как мне кажется, привожу неплохие аргументы против креационизма, они всё же со мной не соглашаются. Это нормально, но есть один вопрос, который их, кажется, сбивает с толку: «Если Адам и Ева были первыми людьми нашей планете, то как же она населилась без инцеста? Разве в Библии не сказано, что браки между родственниками не дозволительны…?» Искренне Ваш, Йондри.
Мы даже не знаем, как её звали, но о ней говорили на процессе Скоупса, она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство»[1] (см. ссылки в конце статьи), а также в книге и фильме «Контакт»,[2] её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?
Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.
Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный[3] Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.[4]
Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!
Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт»[5] (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.
В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.[6]
Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.
К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики[7] особенно в том, что касается Книги Бытие, большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).
Почему это важно?
Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы. Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо– и новозаветные доктрины.
Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5.)
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.
Первый человек
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).
1 Коринфянам 15:45 мы читаем, что Адам был «первым человеком». Бог не начинал с создания группы людей.
Библия ясно говорит, что спасены могут быть только потомки Адама.Римлянам 5 учит, что мы грешим из-за того, что согрешил Адам. Смертный приговор, который Адам получил в наказание за свой грех богоборчества, перешёл и ко всем его потомкам.
Поскольку Адам был главой человеческого рода, когда он «пал», мы, будучи в чреслах Адама, также «пали». Таким образом, все мы отделены от Бога. Окончательным последствием греха было бы отделение нас от Бога в греховном состоянии навеки. Однако благая весть состоит в том, что мы можем вернуться к Богу!
Из-за того, что человек внёс в мир грех и смерть, всем потомкам Адама нужен безгрешный человек, который понёс бы взыскание за грех и претерпел происходящую от него смерть за нас. Однако Библия говорит, что «все согрешили» (Римлянам 3:23). Как же решить эту проблему?
Последний Адам
Бог нашёл решение – способ избавления человека от его несчастного положения.Павел в 1 Коринфянам 15 объясняет, что Бог дал нам другого Адама! Сын Божий принял вдобавок к своей полной божественности ещё и человеческую природу, став совершенным Богочеловеком – Иисусом Христом. Как человек, Он был потомком Адама (через Ноя, Авраама и Давида)–таким образом, Он стал нашим родственником! Он назван «последним Адамом (1 Коринфянам 15:45), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой и, поскольку был безгрешным, Он смог понести взыскании за грех:
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. (1 Коринфянам 15:21-22)[8]
Христос претерпел смерть (наказание за грех) на кресте, пролив свою кровь («без пролития крови не бывает прощения» Евреям 9:22) чтобы все раскаявшиеся в своём грехе богоборчества и доверившиеся тому, что Он совершил на кресте, могли примириться с Богом.
Поскольку Библия говорит, что все люди, кроме Богочеловека Иисуса, грешны, и все мы находимся друг с другом в родстве («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли»Деяния 17:26), евангелие имеет смысл, только если все ныне живущие и когда-либо жившие на земле люди произошли от первого человека Адама.[9] Если бы это было не так, то евангелие нельзя было бы объяснить или защитить.
The Послание к Евреям подробно останавливается на том, что Иисус усвоил человеческую природу, чтобы спасти человечество (Евреям 2:11-18).
Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.
Все находятся в родстве
Таким образом, в начале был только один человек – созданный из праха земного (Бытие 2:7).
Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.
Первая женщина
В Бытие 3:20 мы читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих».[10] Другими словами, все люди являются потомками Адама и Евы – она была первой женщиной.
Ева была создана из ребра Адама (или его бока) (Бытие 2:21-24)–Это было единственным в своём роде событием. Иисус (от Матфея 19:4-6) и Павел (Ефесянам 5:31) использует это историческое и однократное событие как доктринальное обоснование единобрачия.
В Бытие 2:20, нам говорится также, что когда Адам осматривал животных, он не смог найти себе напарника – не было никого, подобного ему.
Всё это делает очевидным, что в начале была только одна женщина, жена Адама. Никогда не было никаких других женщин, которые не происходили бы от Евы.
Если христиане не могут защитить того тезиса, что все люди (включая жену Каина) могут проследить своё родословие вплоть до Адама и Евы, то как же они могут понимать и объяснять евангелие? Как они могут оправдать отправку миссионеров ко всем племенам и народам? Поэтому надо уметь отвечать на вопрос о жене Каина, чтобы показать, что христиане могут защитить евангелие и всё, чему оно учит.
Братья и сёстры Каина
Каин был первым сыном Адама и Евы, о котором сказано в Писании (Бытие 4:1). Его братья, Авель (Бытие 4:2) и Сиф (Бытие 4:25), были частью первого поколения детей, когда-либо рождавшихся на нашей планете.
Хотя по именам названы только эти три сына, у Адама и Евы были и другие дети. Фраза в Бытие 5:4 подводит итог жизни Адама и Евы – «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». Здесь не сказано, когда они родились. Многие могли родиться и в течение 130 лет (Бытие 5:3) до рождения Сифа.
В течение своей жизни у Адама и Евы родилось много детей разного пола. Иудейский историк Иосиф Флавий писал, что «Детей у Адама, как говорит древнее предание, было тридцать три сына и двадцать три дочери».[11]
Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет–Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).
Жена
Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!
Нам не сказано, когда Каин женился, и не сообщается никаких подробностей о других браках и детях, но мы можем наверняка сказать, что некоторым братьям на заре истории человечества приходилось жениться на своих сёстрах.
А как же Закон Божий?
Многие сразу же отвергают вывод о том, что дети Адама и Евы женились друг на друге, апеллируя к закону против браков между братьями и сёстрами. Некоторые говорят, что нельзя жениться на родственнице. Но в сущности, если вы женитесь не на родственнице, вы женитесь не на человеке! Жена находится в родстве с мужем ещё до того, как вступают в брак, потому что все люди происходят от Адама и Евы – все они «одной крови». Закон, запрещающий браки между близкими родственниками был дан только во времена Моисея (Левит 18-20). При условии, что один мужчина вступал на всю жизнь в брак только с одной женщиной (на основании Бытие 1 и 2), первоначально, когда близкие родственники (даже братья и сёстры) женились друг на друге, это не было ослушанием закона Божия.
Помните, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Бытие 20:12). Бог благословил их союз на то, чтобы произвести на свет, через Исаака и Иакова, еврейский народ. Только через 400 лет после этого Бог дал Моисею законы, запрещавшие такие браки.
Биологические искажения
Сегодня братьям и сёстрам (а также сводным братьям и сёстрам и т.д.) не разрешается вступать в брак, потому что их дети подвергаются недопустимо большому риску уродства. Чем ближе родители родственны между собой, тем больше вероятность того, что их потомство будет ненормальным.
Для таких законов есть очень лёгкая для понимания и очень серьёзная генетическая причина. Каждый человек имеет два набора генов, причём есть примерно 130 000 их пар, определяющих, как устроено и функционирует тело человека. Каждый человек наследует по одному гену из каждой пары от каждого из родителей. К сожалению, сегодня в генах (из-за греха и Проклятия) содержится много ошибок, и эти ошибки проявляются разными путями. Например, некоторые люди отпускают волосы так, что они закрывают уши, чтобы скрыть то, что одно ухо у них ниже другого, или чей-то нос может быть не точно посередине лица, а у кого-то слегка неправильной формы челюсть, и т.д. Давайте честно признаем, что главная причина, по которой мы называем друг друга нормальными, заключается в том, что мы так условились!
Чем дальше родство родителей, тем вероятнее, что ошибки в их генах будут различаться. Дети, унаследовавшие по одному набору генов от каждого из родителей, в итоге могут получить максимум по одному порченому гену в каждой паре. Хороший ген имеет тенденцию пересиливать порченый с тем, чтобы искажения организма (по крайней мере, серьёзного) не произошло. Вместо полностью искажённых ушей, например, у человека могут появиться кривые! (Хотя в целом человеческий род поколение за поколением, по мере накопления ошибок, вырождается).
Однако чем более близкими родственниками являются родители, тем больше вероятность, что в их генах будут содержаться одинаковые ошибки, поскольку они унаследованы от одних и тех же родителей. Следовательно, у брата и сестры больше риска иметь в своих генах одинаковые ошибки. Ребёнок от брака между кровным братом и сестрой мог бы унаследовать один и тот же порченый ген в одной и той же паре генов от обоих, что в результате даст две порченые копии гена и приведёт к серьёзным дефектам.
У Адама и Евы ещё не накопилось генетических ошибок. Когда была создана первая пара людей, они были в физическом отношении совершенными. Всё созданное Богом было «хорошо весьма» (Бытие 1:31), так что и их гены были совершенными – безо всяких ошибок! Но когда в мир вошёл грех (из-за Адама–Бытие 3:6,Римлянам 5:12), Бог проклял мир, и совершенное творение стало распадаться, то есть, претерпевать смерть и разложение (Римлянам 8:22). За тысячи лет этот распад произвёл всякие генетические ошибки в живых организмах.
Каин принадлежал к первому поколению рождённых детей. Он (как и его братья и сёстры) практически не могли унаследовать от Адама и Евы несовершенных генов, поскольку в начале последствия греха и проклятия должны были быть минимальными (для накопления ошибок при копировании требуется время). В этой ситуации брат и сестра могли вступить в брак с одобрения Божия без риска произвести на свет уродов.
Ко времени Моисея (за несколько тысяч лет) дегенеративные ошибки могли накопиться среди людей в такой степени, что Богу было необходимо запретить кровнородственные браки (Левит 18-20).[12] (К тому же, тогда на земле уже было достаточно много людей, и не было причин, вынуждающих их жениться на близких родственниках).
Каин и земля Нод
Некоторые утверждают, что текст в Бытие 4:16-17 значит, будто Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Таким образом, они могут сделать вывод, что на земле был другой род людей, которые не происходили от Адама, и из него-то Каин и взял себе жену.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха: И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Из сказанного ранее ясно, что все люди, включая жену Каина, происходят от Адама. Однако в этом отрывке не говорится, что Каин пошёл в землю Нод и нашёл себе жену. Жан Кальвин, комментируя эти стихи, говорит так:
По контексту мы можем предположить, что Каин, прежде, чем он убил своего брата, уже взял себе жену; иначе Моисей в этом месте сказал бы что-нибудь относительно этого брака.[13]
Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод. Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)[14]
Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. [15] Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).
Кого боялся Каин? (Бытие 4:14)
Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.
Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.
Во-вторых, Каин и Авель родились за некоторое время до смерти Авеля. В Бытие 4:3 сказано:
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.
Обратите внимание на выражение «спустя несколько времени». Мы знаем, что Сиф родился у Адама, когда тому было 130 лет (Бытие 5:3), и Ева увидела в нём «замену» Авелю (Бытие 4:25). Значит, период от рождения Каина до смерти Авеля мог быть длиной в 100 лет и больше – что оставляет много времени для того, чтобы другие дети Адама и Евы переженились, и у них родились дети и внуки. К тому времени, как был убит Авель, у Адама и Евы могло быть значительное число потомков, и даже несколько их поколений.
Откуда взялась технология?
Некоторые заявляют, что для того, чтобы Каин отправился в землю Нод и построил город, ему потребовалась бы технология, которая уже должна была существовать в той земле, и предполагается, что она была разработана другими «родами».
Однако, потомки Адама и Евы были очень умными людьми. Иувал делал музыкальные инструменты такие как гусли и свирель (Бытие 4:21), а Тувалкаин работал с медью и железом (Бытие 4:22).
Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.
Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.
Заключение
Многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, потому что их внимание направлено на сегодняшний мир (и проблемы, связанные с браками между близкими родственниками), и не понимают ясного исторического свидетельства, оставленного нам Богом.
Они пытаются истолковать Бытие, исходя из нашей нынешней ситуации, вместо того, чтобы понять истинную библейскую историю мира и перемены, произошедшие в нём из-за греха. Поскольку они строят своё мировоззрении не на Библии, а переносят на Библию свой мирской образ мышления, они не видят ответов на простые вопросы.
Книга Бытие написана Богом, который присутствовал там, где происходили эти исторические события. Это слово Того, кто знает всё, и кто является надёжным свидетелем из прошлого. Таким образом, используя Бытие в качестве основы для понимания истории, мы можем найти ответы на вопросы, которые иначе оставались бы загадкой.
Примечания
- «Голливудская» версия знаменитого Процесса Скоупса. Утверждается, что постановка не основана на реальном деле Скоупса, но ясно, что она была задумана как изображение Процесса Скоупса. См. прим. 3.
- Ken Ham, «The Wrong Way Round!» Creation, 1996, 18 (3):38-41.
- D. Menton, «Inherit the Wind: An Historical Analysis,» Creation, 1997, 19 (1):35-8. Ментон указывает на серьёзные искажения и антихристианский фанатизм в фильме.
- Contact, выпущен 11 июля 1997 г., фильм Роберта Земекиса, компания «Уорнер Брадерс», по книге Карла Сагана «Контакт» (New York: Pocket Books, 1985).
- Союз по защите гражданских прав – организация, возглавляющая движение за устранение из общественной жизни США всех следов христианства.
- The World's Most Famous Court Trial, The Tennessee Evolution Case (a word-for-word report), Bryan College, 1990 (reprinted original edition), p. 302.
- Sagan, Contact.
- Ibid, pp. 19-20.
- Апологетика – от греческого слова апология, что значит защита. Христианская апологетика занимается защитой нашей веры в Иисуса Христа и нашей надежды на Него в деле нашего спасения (1 Петра 3:15). Это требует тщательного знания Писания, включая доктрины о сотворении, первородном грехе, проклятии, потопе, непорочном зачатии, жизни и служении Иисуса из Назарета, Кресте, Распятии, Воскресении, Вознесении, Втором Пришествии и Новом Небе и Новой Земле. Сюда входит логическое объяснение этих учений с тем, чтобы оправдать нашу веру и надежду на Иисуса Христа. Наконец, надо уметь защищать эти доктрины и Библию вообще от нападок со стороны неверующих.
- В этом отрывке греческое слово, означающее «человек», стоит в неопределённом единственном числе («один человек»).
- Ева была в некотором смысле «потомком» Адама, поскольку была сотворена из его плоти и, таким образом, была биологически с ним связана (Бытие 2:21-23).
- Древнееврейская фраза значит буквально «она была матерью всех живущих».
- Вильям Уистон, переводчик, The Complete Works of Josephus (Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 1981), p. 27.
- Некоторые утверждали, будто это значит, что Бог передумал, изменив законы. Но Бог не «передумывает» – из-за тех изменений, которые произвёл грех, и из-за того, что Бог никогда не меняется, Он ввёл ради нас новые законы. К тому же, в Библии содержится раскрывающийся с течением времени мессианский план, намеченный Богом ещё от вечности. See R. Grigg, «Unfolding the Plan,» Creation, 1998, 20 (3):22-24.
- John Calvin, Commentaries on the First Book of Moses Called Genesis (Grand Rapids, MI: Baker House, 1979), Vol. 1, p. 215.
- Даже если суждение Кальвина по этому вопросу неверно, у потомков Адама и Евы было всё же много времени на то, чтобы переселиться и освоить такие районы, как земля Нод.
- Симфония Стронга: «город, место, охраняемое стражей или часовыми в самом широком смысле (даже просто о лагере или посте)».
- См. D. Chittick, The Puzzle of Ancient Man (Newberg, OR: Creation Compass, 1997).