Любой, кто входит сегодня в Пентагон, может почувствовать неопределенность – на самом деле, опасения — которая пульсирует по всему тому, что его обитатели называют «Здание». Министр обороны США Джеймс Мэттис ушел, и никто не знает, как долго заместитель министра Пэт Шанахан будет работать на посту главы ведомства. Об этом в своей статье для издания The Hill пишет старший советник американского Центра стратегических и международных исследований, заместитель председателя правления Института внешнеполитических исследований, экс-замминистра обороны США Дов С. Захайм. Эксклюзивно для своих читателей «ПолитРоссия» представляет пересказ публикации.Вначале президент США Дональд Трамп объявил, что Шанахан будет функционировать на посту министра обороны в течение длительного периода времени. И никто не знает, что значит этот «длительный период». В любом случае, в последние дни распространились слухи, что Трамп может назначить преемником Мэттиса бывшего сенатора-демократа и секретаря военно-морского флота администрации Рейгана Джима Уэбба.Служить «действующим» чиновником никогда не легко. Трудно начинать инициативы, так как срок полномочий может закончиться в любое время, а бюрократия склонна дергать себя за пятки в ожидании нового руководителя.То, что Шанахан по-прежнему является утвержденным сенатом США заместителем секретаря, теоретически должно облегчить ему продвижение по карьерной лестнице Пентагона вперед. Тот факт, что Дэвид Норквист, специалист Министерства обороны США по управлению финансами, был назначен исполняющим обязанности заместителя секретаря, также работает в пользу Шанахана. Норквист хорошо работает с Шанаханом; они часто дают показания вместе перед Конгрессом.Тем не менее, то, что президент терпит слухи о возможном преемнике, не дает ничего для смягчения трудностей Шанахана. Будет ли он оставаться заместителем секретаря, если его не выберут на высшую должность? А если нет, заменит ли его Норквист? А если не Норквист, то кто?Что касается Министерства обороны США, то приоритетом «номер 1» в 2019 году является наличие утвержденного в Сенате секретаря и заместителя секретаря, которые могут активно руководить ведомством в очень трудное время.Усложнить вопрос о гражданском руководстве Пентагона стало решение президента назначить нового председателя Объединенного комитета начальников штабов за 10 месяцев до того, как нынешний председатель, генерал морской пехоты Джо Данфорд, должен уйти в отставку. В обычных обстоятельствах министр обороны рекомендует кандидата на пост председателя. Похоже, что сейчас все не так, как обычно.Более того, сделав свое объявление намного раньше, чем это принято, американский лидер рискнул подорвать авторитет Данфорда, который, возможно, будет компенсирован огромным уважением к этому американскому военному деятелю со стороны коллег-соотечественников и иностранных партнеров и союзников Америки.Помимо неуверенности в своем гражданском руководстве, Пентагон сталкивается с проблемой определения верхней границы своего бюджета, что является постоянным приоритетом Министерства обороны США. Глава Белого дома Дональд Трамп, по-видимому, отступил от своего желания сократить бюджет на оборону к 2020 финансовому году с 733 до 700 млрд долларов. Тем не менее, даже эта меньшая цифра значительно превышает официальный лимит расходов на оборону в соответствии с Законом о бюджетном контроле в размере 576 млрд. долл. США на предстоящий финансовый год.
С Палатой представителей, контролируемой демократами, многие из которых хотели бы видеть сокращение расходов на оборону – как это делают некоторые консервативные «ястребы»-республиканцы – совсем не ясно, где обоснуется верхняя граница по бюджету в конечном итоге. Даже если будет достигнуто еще одно соглашение о повышении расходов сверх прогнозируемых в настоящее время пределов для внутренних и оборонных расходов, маловероятно, что в нем будет предусмотрено что-то близкое к 733 млрд. долл., которые изначально хотело просить Министерство обороны, и, вероятно, будет даже ниже, чем прежняя цель Трампа – 700 миллиардов долларов.Любое значительное сокращение прогнозируемых расходов на оборону заставит Министерство обороны пересмотреть свои приоритеты. Под руководством Мэттиса Минобороны Соединенных Штатов начало исправлять свои серьезные недостатки в готовности, но для обеспечения того, чтобы службы соответствовали их целям готовности, требовалось больше средств. Финансовый 2020 год должен был стать годом значительного финансирования исследований, разработок и закупок, включая текущее финансирование основных систем, таких как бомбардировщик ВВС B-21, другой авианосец и истребитель F-35.Ожидалось, что другие программы, такие как программы кибервойн и космические возможности, выиграют от увеличения финансирования. Если бюджетная сделка уменьшает верхнюю планку по бюджету для оборонного ведомства, это неизбежно приведет к задержкам реализации программ и даже их отменам.Еще одной областью неопределенности является степень, в которой военные будут продолжать выполнять миссии на Ближнем Востоке и в Афганистане, что до сих пор являясь одним из главных приоритетов. Президент США ясно дал понять, что он хочет снизить американское участие в Сирии и Афганистане, в то время как большинство Конгресса, возможно, подавляющее большинство, предпочли бы, чтобы Соединенные Штаты отстранились от Йемена.С другой стороны, Дональд Трамп, похоже, отказался от своего первоначального импульса немедленно вывести американские войска из Сирии и может также пересмотреть свое решение сократить половину присутствия военных в Афганистане.Что касается Йемена, то контролируемая демократами Палата представителей, скорее всего, проголосует за прекращение финансирования участия США в операциях на территории этого государства; контролируемый республиканцами сенат, приняв резолюцию, противостоящую роли Америки в этой войне, вполне может последовать тому же примеру. Тем не менее, неясно, сможет ли Конгресс получить достаточное большинство голосов, чтобы преодолеть возможное президентское вето.Наконец, противодействие двойному вызову России и Китая, останется первоочередной задачей для департамента, на что четко указывает Стратегия национальной обороны и как отмечал на своих первых встречах в качестве исполняющего обязанности министра обороны США Шанахан. Удовлетворение требований, вызванных озабоченностью по поводу возможностей КНР и РФ, в частности, требует увеличения бюджета, который пока не определен, а также некоторой ясности в отношении роли военных на Ближнем Востоке и в Афганистане, которые также остаются нерешенными.Тем не менее, несмотря на всю неопределенность, несмотря на падение морального духа, как военные, так и гражданские лица Министерства обороны Соединенных Штатов продолжают заниматься своими делами по поддержке и защите интересов Америки.Автор: Виктор БуткевичИсточник фото: wikipedia.org