Фантастические блокбастеры и другие экранные приключения мы смотрим, раскрыв рот, восхищаясь придумками сценаристов и мастерством операторов. Но зачастую фантазия киношников выходит за рамки не просто реальности, но и банального здравого смысла.

Если задвинуть эмоции на задний план и немного пораскинуть мозгами, не один признанный киношедевр окажется ещё и грандиозным киноляпом. Искусство, конечно, есть искусство, но всё же законы физики, факты истории и расположение космических тел никто не отменял.

Автор книги «Физика и супергерои» и по совместительству профессор физики в университете Миннесоты (США) Джеймс Какалиос составил десятку самых знаменитых фильмов, погрешивших против правды, причём именно в тех нюансах, где фантастикой, вроде бы, и не пахло.

«Титаник»

Урок создателям: Большая Медведица видна даже из океана.

Когда гигантский лайнер идёт ко дну, а пассажиры безуспешно пытаются выбраться из образовавшегося водоворота, камера захватывает огромный кусок ночного неба. Нарисованный лайнер и компьютерный водоворот, признаем, сделали хорошо, а вот на небе явно сэкономили: мало того, что оно усеяно таким количеством звёзд, какого не увидишь в самую безоблачную ночь, так и ещё и художник поленился нарисовать их по всему кадру. В результате одна половина экранного неба заполнена несуществующими звёздами, а вторая — их зеркальным отражением.

«Армагеддон»

Урок создателям: динозавров так просто не убьёшь.

В начале фильма, когда мы узнаём, что к земле несётся огромный астероид, нам сообщают, что такой же «камешек» убил динозавров 65 миллионов лет назад. Мол тогда он врезался в нашу несчастную планету с силой 10 тысяч ядерных бомб. На самом деле, научные данные говорят о катастрофе совсем иного масштаба. Согласно общепринятой версии, удар метеора, убивший динозавров, был равносилен взрыву 800 тысяч 100-мегатонных ядерных боезарядов.

«Люди в чёрном»

Урок создателям: никогда не недооценивайте греков.

Когда агент Кей (тот, что постарше и помудрее) инструктирует агента Джея (новичка в делах межпланетной разведки), он говорит ему примерно следующее: «1500 лет назад люди думали, что Земля — центр мира. 500 лет назад люди думали, что Земля плоская. 15 минут назад ты думал, что мы одиноки во вселенной. А теперь подумай, что ты можешь узнать завтра». В общем, звучит красноречиво, однако не совсем верно. О том, что Земля круглая, было известно ещё в древней Греции. Александрийский математик Эратосфен не только установил её шарообразную форму, но и измерил окружность нашей планеты около 200 года до н. э.

«Столкновение с бездной»

Урок создателям: хэппи-энд невозможен.

И снова Земле угрожает зловещая комета. Команде астронавтов удаётся взорвать её буквально за несколько минут до рокового столкновения и тем самым спасти всё человечество. Но в реальности эта типичная для подобных фильмов идея вряд ли сработала бы. Скорее, наоборот: всё было бы ещё хуже. Вся кинетическая энергия, накопленная космическим телом, нагрела бы атмосферу Земли настолько, что человечество не спаслось бы, а просто поджарилось.

«Звёздный путь: следующее поколение»

Урок создателям: в космосе нет воздуха.

В первом сезоне знаменитого сериала о приключениях космического корабля «Энтерпрайс», капитан Пекар, находясь в космосе, видит выстрел из фазера (т. е. лазера). На самом деле, луч лазера можно увидеть только тогда, когда он падает на твёрдую поверхность или проходит через какую-либо субстанцию — например, газ или пылевое облако. На бескрайних просторах космоса, по крайней мере там, где плавал Пекар, газа нет. А нет газа — нет и лазера.

«Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил»

Урок создателям: вы не поверите, но в космосе правда нет воздуха.

У главного злодея фильма Доктора Зло есть карликовая копия — маленький Мини-Мы. Когда в одном из эпизодов фильма Мини-Мы отправляют в свободное плавание по космическим просторам, тот, конечно, сопротивляется и, направляясь к орбите, долго выкрикивает всякие непотребства. Вообще-то, звук — это колебания воздуха, которые и воспринимаются нашим ухом, но в космосе (повторение — мать учения) воздуха нет.

«Возвращение Супермена»

Урок создателям: извините, но воздуха в космосе всё ещё нет.

Решив вернуться на матушку-землю, Супермен как всегда вытягивает вперёд сжатую в кулак руку и решительно направляется к голубой планете. Складки красного плаща героически развиваются на ветру позади него… Ветер? В космосе? Ну нет в нём воздуха, нет!

«Трансформеры»

Урок создателям: магнетизм и гравитация — «две большие разницы».

Самый злой трансформер Мегатрон заморожен и хранится в специальном правительственном убежище. По словам очередного супер-пупер-агента, робот упал на Землю в 30-е годы прошлого века из-за того, что гравитационное поле Земли повредило его телеметрическую аппаратуру (приборы для измерений на больших расстояниях). Трансформер потерял ориентацию в пространстве и рухнул в районе Северного полюса. Как гравитация смогла совладать с суперпродвинутым инопланетным роботом, при том что самолёты земных разработок вполне спокойно с ней уживаются? Непонятно. Подобные повреждения могло бы вызвать магнитное поле, но таковое у Земли слишком слабо.

«Лара Крофт — расхитительница гробниц»

Урок создателям: мыслите объёмно.

Согласно версии сценаристов фильма, каждые 5 000 лет планеты нашей солнечной системы встают в одну линию, и на Земле наступает затмение. В одном из эпизодов Лара смотрит в телескоп на Уран, Нептун и Плутон, которые уже выстроились в ряд. Но вот незадача: для того, чтобы это было реальностью, все орбиты планет в нашей системе должны лежать в одной плоскости. На самом же деле, все они находятся под углом по отношению к земной орбите, хотя и не под очень большим.

«Железный человек»

Урок создателям: а человек-то не железный.

Герой фильма Тони Старк конструирует металлический костюм такой прочности, что он защищает его от пуль и ракет. Допустим. Может, гениальный изобретатель нашёл суперлёгкий и суперпрочный сплав. Но даже при таком раскладе его костюм не защитил бы его при падении с нескольких тысяч метров, как это происходит в фильме. Прочность прочностью, но инерцию никто не отменял, так что после падения костюм останется цел, а вот бедняга Тони превратится в ничто иное, как кровавое пятно внутри металлического панциря.

По материалам журнала Forbes

05.03.2009