Власти Магаданской области надеются, что в национальную программу развития Дальнего Востока удастся включить обследование и подъем затопленных судов из бухты Нагаева. Проблема скопившегося под водой лома с каждым годом становится все острее. Ее обсуждают постоянно и на всех уровнях, но выход из ситуации пока не нашли.
Как пояснил "РГ" природоохранный прокурор Магаданской области Станислав Пруцков, четкого понимания, какой объем затонувших судов находится в бухте Нагаева, сегодня нет. Есть лишь примерные расчеты. Начальник отдела по надзору на море по Магаданской области и ЧАО Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Виктор Васильев предполагает, что на дне находятся 13 судов, среди них как минимум две подводных лодки, когда-то принадлежащие министерству обороны.
— Эти данные получены от службы капитана морского порта, — добавляет Васильев.
Чтобы исключить все неясности, требуется провести водолазное обследование. Тогда можно будет понять, что это за суда и их количество.
Но легко сказать "провести обследование". Сделать это значительно труднее: понадобится привлечь специализированную технику и обученных людей. На все это нужны средства. Бюджетные. По словам Виктора Васильева, в прошлые годы при формировании различных программ управление Росприроднадзора готовило и предоставляло в соответствующие ведомства необходимые документы, но безрезультатно.
Деньги потребуются не только на водолазное обследование, но и на ряд мероприятий, которые по требованиям законодательства РФ нужно будет провести перед подъемом судов и переносом их на сушу. Весь этот затонувший хлам содержат неизвлекаемые остатки ГСМ, а они при любых операциях по подъему могут оказать негативное влияние на морскую среду и даже привести к локальной экологической катастрофе.
На дне колымской бухты находятся предположительно 13 судов, среди них как минимум две подводных лодки, когда-то принадлежащие министерству обороны
Кстати, региональная программа "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2021 годы предусматривала еще в 2016 году финансирование мероприятий по очистке акватории бухты Нагаева от затонувших судов за счет областного и федерального бюджетов. Но в связи с отсутствием софинансирования из госказны эти планы ни во что так и не вылились, а потом и вовсе были исключены из документа.
Очистку бухты Нагаева власти региона попытались было внести и в список приоритетных национальных проектов Магаданской области. Не получилось: оказалось, что затонувшие суда вначале необходимо включить в перечень объектов (государственный реестр) накопленного вреда окружающей среде. А для этого нужно… правильно, провести их обследование, на которое нет денег. Такой вот замкнутый круг.
Есть еще один нюанс. Водолазный осмотр помог бы установить хозяев затонувших судов. Разумеется, если эти хозяева есть — ведь подводные лодки давно списаны, а владельцы многих плавсредств просто обанкротились.
— Если собственник будет найден, то расходы по поднятию и утилизации судна лягут на него. Если же нет, — на плечи государства. В законе есть такое понятие, как бесхозяйное имущество, тогда требования предъявляются либо к органам местного самоуправления, либо к органам государственной власти, — подчеркивает Станислав Пруцков.
В прошлом году на затонувшем грузовом судне "Профессор Моисеев" (вернее на том, что от него осталось) произошел разлив нефтепродуктов. В результате оказалась загрязнена береговая линия бухты Нагаева. Все службы сработали оперативно, в короткие сроки последствия аварии устранили. Но не стоит забывать, что "рвануть" может в любой момент: по крайней мере, половина судов на дне бухты содержит десятки тонн топлива. Кстати, и на "Профессоре Моисееве" это был уже второй случай, первый произошел в 2015 году.
К слову
Бухта Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, является водоемом высшей категории рыбохозяйственного водопользования. В ней нагуливается молодь лосося и проходят его миграционные пути, нерестится и нагуливается тихоокеанская сельдь, обитают корюшка, навага, ерш, мойва и другие виды рыб, имеющие промысловое значение.
А как у соседей
По предварительным оценкам, в Авачинской губе на Камчатке находится около 70 затопленных плавсредств, их фрагментов и 30 арестованных рыболовецких судов. Немало здесь и единиц флота, отработавших свой ресурс и выведенных из эксплуатации, они находятся на ответственном хранении у коммерческих организаций. Кроме того, специалисты нашли примерно 28 мест концентрации судового хлама. Всего в Авачинской губе может находиться около 250 тысяч тонн металлолома. Полного обследования бухты никто не проводил, а значит, эти цифры могут оказаться лишь верхушкой айсберга.