В постсоветской России давно уже бытует обычай на Пасху посещать кладбища, навещать могилы близких. Однако Церковь неодобрительно относится к этому обычаю, так как пасхальная радость вытесняется из жизни, омрачается скорбью об усопших, а зачастую ещё и заглушается «кладбищенской тризной».
Приходить на могилы в Пасху — традиция советской поры, полуязыческое наследие эпохи борьбы с «культом». В период, когда большинство храмов были закрыты, а посещение немногочисленных оставшихся могло повлечь массу неприятностей (особенно для молодёжи), возник этот обычай. Ходить в пасхальные дни на кладбища — единственный «островок вечности», неподвластный декретам и резолюциям. Здесь можно было и помолиться, и подумать, и, возможно, даже почувствовать пасхальную радость.
В наши дни эта практика всё ещё существует, но теперь уже, скорее — по инерции. В церковном уставе для поминовения усопших всегда существовали особые дни. Таким ближайшим к Пасхе днём является Радоница — она празднуется во вторник после Светлой седмицы. Именно в этот день Церковь призывает прийти и разделить пасхальную радость (отсюда и название праздника) со своими усопшим близкими и соборно помолиться за них Воскресшему Христу.
Конечно, приходить на кладбище в Пасху не грех, и никто этого не может запретить, однако Воскресение Христово — это время, когда мы можем и должны в полной мере ощутить торжество жизни, которая всё равно победит смерть, как и Христос победил её.
Пасха для христиан — время великой радости. Это не просто праздник — это торжество жизни, по слову святителя Иоанна Златоуста. Это победа Христа, а значит, и человека, уверовавшего в Него, над грехом и смертью.
В Евангелии апостол приводит слова Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). И именно в праздник Пасхи эти слова наиболее уместно вспомнить.