Про подводные лодки слышали все, и все их хорошо знают. Но не каждый догадывается о лодках подземных. А ведь подобные проекты существовали в реальной жизни. Да и в будущем к ним могут вернуться.
Концепция подземной лодки может показаться странной. Но если вдуматься, ничего принципиально нового в ней нет. Подземная война как таковая известна нам еще с античности. Если говорить о массовой культуре, то здесь, пожалуй, самыми известными подземными воинами стали т. н. «тоннельные крысы» – американские, австралийские и новозеландские подразделения, применявшиеся для действий в вырытых вьетнамскими коммунистами тоннелях.Никаких «серьезных» подземных машин у солдат тогда, конечно, не было. Их снаряжение чаще всего ограничивалось пистолетом или револьвером, фонариком, портативной радиостанцией и противогазом (и то если повезет). Работа была очень сложной и опасной: стоит сказать, что кроме темноты и замкнутого пространства бойцов поджидали хитроумные ловушки, оставленные партизанами.
Подземный монстр
Что же мешает создать подземную машину, которая сможет вести боевые действия? То есть подобно подводной лодке прятаться в глубинах и наносить удары, откуда не ждали. Основным препятствием на этом пути является просто гигантская требуемая мощность (разрушать породы очень и очень тяжело). Нашли источник питания? Хорошо. Как быть со скоростью? Быстро под землей передвигаться не выйдет в любом случае, а противник не будет ждать часа X. Говорить о безопасности смысла не имеет тоже. На пути может оказаться подземное озеро и много других неприятных неожиданностей.
Проходческий щит
Метростроевцы решают такие вопросы комплексно: проходческие щиты не только роют, но также и укрепляют тоннель специальными блоками при помощи механической руки (отчасти именно этим обусловлена его низкая скорость прохождения). Когда блок установлен, в него упираются домкраты щита, и огромная машина движется дальше. Ну а если приходится работать на больших глубинах и грунт очень плотный, нередко довольствуются лишь ручным трудом: в ход идут отбойные молотки и прочие нехитрые инструменты. Скорость прохождения именно в этом случае измеряется всего лишь десятками метров за месяц. И то не всегда. То есть, если какой-либо важный механизм боевой подземной лодки выйдет из строя, никто не сможет ей помочь. Позади не будет укрепленного тоннеля и рабочих с отбойными молотками. А это значит, что шансов выжить у экипажа не будет совсем. Разве только машина будет находиться на глубине чрезвычайно малой и ее можно будет буквально вытащить из-под земли.Дабы обрушить вражеские стены, еще в античности активно использовали подкопы. А персидский царь Дарий I проник в 520 г. до н. э. в греческую Халкедонию, выведя подкоп на рыночную площадь. Но это были «цветочки»: настоящей путевкой в жизнь для подземной войны стало появление пороха. Один из самых ярких примеров – взятие Иваном Грозным Казани. Согласно источникам, для взрыва под крепостными стенами использовали 48 пороховых бочек.Есть много проблем, что называется, фундаментальных. Особенно если говорить о длительном автономном походе. Как, например, снабжать подземную лодку воздухом для дыхания? На атомной субмарине его производят путем электролиза забортной воды. С помощью нее же охлаждают реактор. В случае с субтерриной сделать это попросту невозможно: придется искать какие-то оригинальные методы.Немцы. От теории к… ТеорииДаже странно, что боевые подземные машины все-таки начали создавать. С учетом всех трудностей. Здесь часто вспоминают советский подземоход, сконструированный А. Треблевым, А. Кириловым и А. Баскиным. Но это промышленная машина, которую хотели применять, в частности, для поиска полезных ископаемых. То есть не боевая субтеррина (хотя такие проекты тоже были в СССР, об этом мы поговорим потом).
Подземоход А.Треблева
Первопроходцами по части создания боевых подземных лодок можно считать немцев. Патент на такое изобретение зарегистрировал в 1933 году немецкий изобретатель Хорнер фон Вернер. Подземный аппарат должен был иметь скорость до 7 км/ч и экипаж 5 человек. Он мог нести боезаряд в 300 кг. При этом аппарат мог передвигаться как под землей, так и под водой. Все это могло пригодиться при осуществлении диверсионных действий. При этом полномасштабная подземная атака на мощную державу, конечно, в принципе не представлялась возможной. Такой сценарий остается уделом фантастов, а не военных теоретиков.Вспомнили об идее фон Вернера в 1940 году. Как мы знаем, Великобританию и Францию разделяет пролив Ла-Манш. Без господства на море нацисты и подумать не могли о высадке десанта в Великобритании, но и оставлять «под боком» столь опасного противника тоже не хотели. И тут для диверсий могла бы пригодиться подземная лодка. Возможно, проект Хорнера фон Вернера получил бы путевку в жизнь, но в дело вмешался Рейхсминистр авиации Германии Герман Геринг. Он-то и убедил нацистское руководство в том, что военные летчики смогут разгромить британские ВВС, что позволит немцам в конечном счете установить полный контроль над Ла-Маншем. Этого, как мы знаем, не случилось, однако «воскрешать» проект тоже не стали: вскоре у нацистов появились другие, более важные поводы для беспокойства.Идея «механизировать» подземную войну тоже не новая. «Проходческий щит» – именно так называют подвижную сборную металлическую конструкцию, которая обеспечивает безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной обделки. Считается, что первым такой механизм применил в 1825 году во время сооружения тоннеля под Темзой Марк Брюнель. Сейчас проходческие щиты активно используют в метрострое. Длина одного «червя» может составлять 80 метров, а масса – больше 300 тонн. Скорость движения машины достигает 10 см/мин, так что за один месяц она может пройти до 300 м.В 30-е годы появился, кстати, еще один небезынтересный германский проект – «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange – нем.). Его отцом является изобретатель по фамилии Риттер. Проект был намного амбициозней, чем идея фон Вернера. И требования к нему были совсем другие. Как и в первом случае, аппарат должен был двигаться как под землей, так и под водой: в последнем случае глубина погружения могла достигать 100 м. Лодка состояла из ячеек и чем-то была похожа на поезд. Длина ее могла равняться 524 м (существовали разные версии), а вес составлял 60 тыс. тонн. Для сравнения, самые крупные атомные подводные лодки – отечественные субмарины проекта 941 «Акула» – имеют длину чуть более 170 м. Иными словами, «Змей Мидгарда» мог войти в историю не только как крупнейшая подземная, но также и как самая длинная подводная лодка в мире.
Германский проект «Змей Мидгарда»
Конструкция аппарата была более чем интересна. Впереди хотели установить буровую головку с четырьмя бурами диаметром 1,5 м. Они приводились в движение девятью электродвигателями суммарной мощностью 9 тыс. л. с. Также аппарат имел гусеницы, приводившиеся в движение четырнадцатью электродвигателями суммарной мощностью 19,8 тыс. л. с., чтобы двигаться по земле. Необходимый для работы двигателей электроток вырабатывали четыре дизельных электрогенератора. Под водой машина должна была передвигаться с помощью двенадцати пар рулей и двенадцати дополнительных двигателей суммарной мощностью 3 тыс. л. с. «Змей» мог нести солидное вооружение: 250-килограммовые и 10-килограммовые мины и двенадцать спаренных пулеметов. Кроме этого, разрабатывалась подземная шестиметровая торпеда Fafnir, снаряды для взрыва скальных пород Mjolnir, разведывательная торпеда с микрофонами и перископом Alberich, а также спасательное средство для выхода экипажа на поверхность Layrin. Всего на борту лодки, кстати, должны были нести службу 30 человек экипажа. Для их удобства на борту предполагалось разместить электрическую кухню, спальню с 20 кроватями, три ремонтные мастерские и многое другое. Согласно проекту, на земле лодка могла передвигаться со скоростью до 30 км/ч. Под землей, конечно, скорость была меньше: 10 км/ч в мягком и 2 км/ч – в каменистом грунте. Под водой скорость тоже была невысокая – 3 км/ч.
Согласно идеологам проекта, лодка могла сама по себе решить исход войны, поразив жизненно важные объекты противника (например, порты). Всего, кстати, хотели построить 20 Midgard Schlange. С учетом сложности конструкции они могли обойтись дороже пресловутых немецких линкоров. Понимали это и военные. Как несложно догадаться, проект многие специалисты признали нереализуемым, и в середине 30-х его отправили Риттеру на доработку. Что было дальше, доподлинно неизвестно. Уже после Второй мировой недалеко от Кенигсберга (ныне – Калининграда) нашли штольни и остатки взорванной конструкции, которая могла иметь отношение к проекту Риттера.Воплощением подземной лодки в реальной жизни можно считать лодку подводную. Субмарины наводили на моряков ужас в годы Первой и Второй мировых войн. И в первом, и во втором случае с ними худо-бедно научились бороться. Это не свело эффективность субмарин на нет, а лишь породило новый виток военно-технического соперничества, теперь уже между СССР и Штатами. Вообще, в годы холодной войны могли найти свое воплощение самые невероятные идеи, благо, финансирование это позволяло.Сейчас подтвердить или опровергнуть это не представляется возможным. Дело в том, что к концу войны в умах руководителей Третьего рейха, охваченных военно-техническим эскапизмом, бродили самые невероятные идеи, на фоне которых знаменитый реактивный истребитель Me-262 казался ничем не примечательной «птичкой». Возможно, одним из «вундерваффе», или «чудо-оружия», мог стать и рукотворный подземный змей. Если же судить по факту, ни один из вышеупомянутых немецких проектов так и не получил путевку в жизнь. На то было великое множество причин, кроме уже изложенных в начале статьи. Начиная от успехов в начале войны (из-за чего тратиться на такие вещи не хотели) и заканчивая недостатком ресурсов в годы, когда Германия терпела поражения.
«Пришельцы» против СССР
После окончания войны о немецкой разработке не забыли, ведь на пороге возникла новая война – на этот раз между США и СССР. В Союзе заинтересовались идеями немцев, тем более что первоначально американцы имели куда более совершенные средства доставки ядерного оружия, чем наше государство.Возможно, именно отсюда берут свое начало слухи о теперь уже советском «чудо-оружии» – уникальной подземной боевой машине «Боевой крот», которую якобы не только разработали, но и построили. Про испытания боевого аппарата в книге «Специальное оружие второй мировой войны» вспоминают М. и В. Козыревы: якобы тесты осуществили в 1964 году. Подземную лодку «Боевой крот» вспоминает в своей работе «СССР vs Германия. В погоне за сверхоружием» В. Крючков. Кроме этого, про данную разработку упоминают ряд СМИ, например «Российская газета» – официальный печатный орган Правительства Российской Федерации.По имеющимся данным, странный немецкий механизм нашли агенты Берии, после чего его проанализировала инженерная команда. Вспомнили и про работу Требелева. Отцом-идеологом же советской подземной лодки называют Никиту Хрущева. Крючков говорит, что советскую машину «Боевой крот» построили в первой половине 60-х на Украине вблизи поселка Громовка (Крымская область). Она получила ядерную силовую установку, позволявшую передвигаться со скоростью 7 км/ч. Длина аппарата составляла 35 м, а экипаж – 5 человек. Кроме этого, «крот» мог нести пятнадцать человек десанта и одну тонну взрывчатки. Все это было нужно для уничтожения подземных бункеров и ракетных шахт западных союзников. Если быть точней, машина должна была скрыто проникнуть под территорию Калифорнии и заложить ядерные заряды под стратегическими объектами. Действия «Боевого крота» могли принять за землетрясение, что дало бы козыри в руки СССР.По имеющимся данным, к созданию машины приложил руку сам Андрей Сахаров. Кроме прочего, инженеры создали оригинальную технология дробления грунта и двигательную систему. Вокруг тела боевой машины создавался своего рода «кавитационный поток», снижающий силу трения и позволяющий успешно проходить даже через граниты и базальты.Наконец, самое интересное, о чем мы уже вскользь упоминали: несколько версий подземоходовов якобы отправили в Уральские горы с целью проведения там опытов. Во время первого цикла испытаний подземная лодка с небольшой скоростью проделала проход от одного склона горы к другому.А вот второй испытательный цикл закончился загадочным взрывом и гибелью лодки и всего экипажа, включая ее командира – полковника Семена Будникова. Все это якобы засекретили, а о машине забыли, чему также поспособствовала смена власти в СССР: с приходом Леонида Брежнева о многих хрущевских проектах действительно забыли.Удивительней всего то, что некоторые вполне уважаемые источники всерьез связывают гипотетическую гибель гипотетической советской подземной лодки с происками еще более гипотетической внеземной цивилизации. Если быть точней, то цивилизация как раз земная, только существует она, как предполагают некоторые, под поверхностью Земли. Мы не берем на себя смелость сколько-нибудь серьезно рассматривать эту откровенно фантастическую версию, тем более что «Боевой крот» мог погибнуть по самым разным причинам, и диверсия неведомых нам разумных существе явно не является главенствующей.Если же говорить прямо, перед нами еще один образец пресловутой «городской легенды», и найти правду в такой ситуации бывает нелегко. Откуда же взялись сведения про боевую подземную лодку? Возможно, прообразом истории послужило реальное создание в СССР подземного реактивного снаряда – устройства для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах со скоростью до 1 м/с при помощи реактивных струй.Одним из самых реальных прообразов подземных лодок была британская Nellie. Ее создавали, чтобы рыть глубокие траншеи на линии фронта в период Второй мировой. По этим траншеям пехота и легкие танки могли, как предполагалось, безопасно пересекать нейтральные полосы и проникать в расположение противника. Падение Франции в 1940 году затормозило реализацию программы. Новый опыт военных подсказывал, что позиционной войны в духе Первой мировой уже не будет, и в 1943 году проект закрыли.Это, в общем-то, немного другая тема, требующая отдельного рассмотрения. Реактивный снаряд не нес десанта или ядерного оружия. Разработали его в конце 40-х, а построили в 1968 году. Это был наполненный твердым топливом цилиндр: в носовой части располагались сопла Лаваля, расположенные в несколько ярусов. Подземную ракету устанавливали носом вниз. Сверхзвуковая струя раскаленных газов, вырываясь из направленных вниз сопел под давлением до 2000 атмосфер, разрушала грунт под цилиндром, а за счет сопел среднего яруса, направленных вбок, скважина расширялась. К концу 60-х за спиной у советских инженеров уже были успешные испытания: начали поговаривать про революцию в сфере бурения скважин. Были, правда, и недостатки: управлять снарядом оказалось тяжело, так что в дальнейшем создали несколько новых, более совершенных, версий.
На стыке веков
В современном мире концепция боевой подземной лодки не нашла своего воплощения (хотя, конечно, мы можем о чем-то не знать в силу секретности). Стоит также отметить, что пока США и ряд других развитых стран отдают приоритет созданию современного тактического оружия, а подземная лодка является, скорее, оружием стратегическим. То есть являющимся воплощением чаяний эпохи холодной войны, когда незаметная доставка к противнику ядерного боеприпаса была верхом надежд военных из капиталистического или социалистического лагеря. В современных локальных конфликтах (Ирак, Сирия) она вряд ли могла быть полезной. Разве что в контексте противопартизанской войны для уничтожения тоннелей. Но есть и более дешевые способы, не требующие создания громоздкой управляемой махины.