В этот день празднуют Собор Архангела Гавриила, но на самом деле это повтор главного праздника, приходящегося на 8 апреля, как раз вслед за Благовещением. Скорее всего, он был установлен в память о том дне, когда был освящен храм во имя Гавриила в Константинополе.Почитаемый как один из 7 ангелов Божественного Всемогущества, Гавриил известен по Священному Писанию как Божий вестник. В христианстве архангелу Гавриилу приписывается множество чудесных деяний. Он возвестил Деве Марии, что ей суждено родить Сына Божия. Он поведал пророку Даниилу, какая судьба уготована народу еврейскому. Он вдохновил пророка Моисея, и тот написал Книгу Бытия.Итак, следующий день за Благовещением посвящен собору, то есть молитвенному собранию в честь Гавриила, принесшего так много важных вестей. Но также, согласно легенде, он был защитником, хранителем Девы Марии все годы, что она жила на земле.Он же посетил Иосифа, мужа Марии, раскрыв замысел Ирода об избиении младенцев, и повелел супружеской чете с ребенком спасаться бегством в Египте. Гавриил даже навещал Иисуса в Гефсиманском саду, когда будущий Спаситель нуждался в укреплении своего духа. И когда он воскрес, вновь архангел стал вестником, придя к женам-мироносицам.
Об этом дне в народе говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Укрепляя дух светлым праздником, крестьяне продолжали трудиться на нивах, убирая хлеба: «Пока колос в поле, трудись подоле», «Пот ключом бьет, а жнец свое берет», «Время дорогое, никому покоя».Были к этому дню и приметы погоды. Так, если день был сухим, значит, также хороша и суха будет и осень. А если лил долгий сильный дождь, стоило волноваться за урожай. Так что не лишним было попросить у неба поддержки: «Не иди дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, где жнут, а иди, где ждут».По церковному календарю 26 июля поминают мученика Маркиана, пострадавшего за веру в III веке. Родился будущий Святой в Иконии Ликаонской. Еще в юности Маркиан обратил многих язычников в истинную веру своей пламенной проповедью. За это язычники подвергли проповедника телесному наказанию, а затем отправили к правителю Переннию в Каппадокию.Правитель тщетно пытался заставить юношу отречься — ни посулы, ни пытки не подействовали на мужественного исповедника.Разгневанный Перенний приказал отрубить мученику голову — произошло это в 258-м.