Трое учеников отправились в дальнее странствие чтобы проверить теорию, полученную в школе, на практике. Через несколько лет они вернулись к учителю и поделились своими наблюдениями.Первый сказал:— Учитель, я увидел много несправедливости в этом мире и пытался применить полученные у тебя знания чтобы её устранить, но у меня не получилось: несправедливость осталась там, где я её обнаружил, а в чём-то даже стало ещё хуже.Второй сказал:-Учитель, я увидел много глупости в людях и пытался сообщить им об этом, терпеливо разъясняя то, что они делают неправильно и как нужно делать правильно, но они только обозлились на меня.Третий сказал:— Учитель, я в общем-то ничего особенного не обнаружил, мир справедлив, всё в нём хорошо и правильно, хотя лично мне нравится далеко не всё, но я не стал бы что-то специально менять так, как мне бы этого хотелось, это помешает его правильному развитию.Учитель немного подумал, глядя на учеников, и ответил:— Мой третий ученик оказался умнее вас двоих, а вы — олухи и неудачники.Двое наперебой начали возражать:— Но почему? Как же так? Он ничего хорошего не сделал, более того, не смог различить в потоке событий те проблемы, которые увидели мы.Учитель ответил и на эти слова:— Вы двое только что провалили три испытания. Первое состояло в том, чтобы правильно посмотреть на мир и увидеть его совершенство с точки зрения Всеобщей Целесообразности, а не своего Я. Нужно было не пытаться любой ценой впихивать полученное в школе знание в реалии этого мира, а подумать и сделать правильно. Я не учил вас решать задачи как-то конкретно, я учил вас думать самостоятельно. Второе — вы кинулись унижать своего соратника чтобы оправдать свои действия и сгладить обиду от того, что я назвал его более умным, а не вас. О какой справедливости ты, первый ученик, будешь мне рассказывать, если сам применяешь несправедливые методы? О каких проблемах ты, второй ученик, будешь мне рассказывать, если не можешь решить своих внутренних проблем?
— Учитель, но ведь ты сам говорил… — начали первые два ученика, не дослушав учителя, но тот сразу перебил их.— А в этом и состоит третье испытание — не надо ссылаться на то, что я говорил, я простой человек и могу ошибаться, надо думать своей головой и брать ответственность на себя, а не перекладывать свою неспособность мыслить самостоятельно на старика. Вот тебе, первый ученик, синяя корка об окончании школы, ты свободен. Тебе, второй ученик, вот красная корка. Впрочем вы, можете поменяться ими друг с другом, разницы не будет. Теперь оставьте меня.Они ушли. Учитель посмотрел на третьего ученика и сказал:— А ты можешь остаться в школе, я научу тебя тому, ради чего сюда приходят учиться на самом деле, с этого момента твоё обучение и начнётся. Если хочешь.— Учитель, я хочу, но скажи, а то, что было до этого — не учёба?— Нет конечно, — ответил старик, — это был вступительный экзамен, а те двое его провалили, но им нужны эти разноцветные корки, чтобы внушать остальным, будто они больше знают. Пускай идут и тешат себя иллюзиями полезности того знания, которое они считают «высшим образованием», пускай безуспешно хоть «меняют мир» с его помощью, хоть живут ради себя самих, так они хотя бы не наделают слишком много зла. А вот тебе можно передать по-настоящему высокое знание, ты гарантированно не сможешь применить его со злым умыслом. С этого и начнём прямо сейчас…PS. На всякий случай поясню, что у меня тоже две корки о «получении высшего образования».