Провал аукционов на добычу краба создал проблемы дальневосточным компаниям

Провал аукционов на добычу глубоководного краба повлек за собой тяжелые последствия для промысловых компаний Дальнего Востока. Проблема, считают рыбаки, требует немедленного разрешения.

Провал аукционов на добычу краба создал проблемы дальневосточным компаниям

…Приморская компания «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» отозвала с промысла пять из семи судов: предприятию не вернули квоты на добычу глубоководного краба. Если ситуация не придет в норму, придется увольнять более 400 рыбаков. Расходы на прекращение промысла, переход в порты и стоянку судов превысили 210 тысяч долларов, и это только за неполный июль. Дальше расходы будут только возрастать, и основной из них — упущенная выгода в связи с остановкой работы. Компания не выпустила в июле продукции на сумму более 392 тысяч долларов. В целом упущенная выгода от невозврата квот оценивается в 13,2 миллиона долларов.

История берет начало с октября прошлого года. Тогда Росрыболовство организовало инвестиционные аукционы на добычу крабов. При реализации 35 лотов государство получило 142 миллиарда рублей. А вот еще на шесть лотов — глубоководных крабов японикуса и ангулятуса — не нашлось ни одного покупателя. Между тем специалисты предупреждали о такой возможности.

— Эти виды являются мало­изученными, малоразмерными и имеют более низкую товарную стоимость относительно других крабов. При этом они еще и самые труднодоступные, так как их вылов осуществляется на глубинах 800-1500 метров, — утверждал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

Рыбаки отмечали, что с затратным промыслом глубоководных крабов схема инвестиционных аукционов не сработает.

— Стоимость лота плюс обязательство построить судно в России делают экономически нецелесообразным участие в таком аукционе. Срок его окупаемости составит более 30 лет. По нашим расчетам, компании, которые приобретут лоты на промысел крабов, сгенерируют за 15 лет пользования ими около миллиарда руб­лей убытков, — говорит генеральный директор АО «Восток-1» Александр Сайфулин.

Краболов — весьма специфическое судно. Построить такое на отечественных верфях в настоящее время нереально — проблема не в профессионализме отечественных судостроителей, а в том, что, согласно политике импортозамещения, сложная начинка краболовов должна на 80 процентов состоять из оборудования российского производства. Иначе судно, построенное в России, не может считаться российским. Но оборудование для глубоководного промысла в нашей стране просто не производится.

Стоимость лота плюс обязательство построить судно в России делают экономически нецелесообразным участие в таком аукционе. Срок его окупаемости составит более 30 лет

После неудачных октябрьских торгов уже в феврале и мае этого года были организованы еще два аукциона и с тем же провальным результатом. Ни 16 компаний ДФО, занимающихся добычей глубоководных крабов, ни другие инвесторы не заявились на торги. Но для проведения аукционов у компаний изъяли лимиты, в целом — 8,5 тысячи тонн японикуса и ангулятуса. А это 40 миллионов долларов товарной продукции, доля ВРП, почти полмиллиарда руб­лей налогов, зарплата экипажей.

— Что нужно было сделать? Просто вернуть квоты согласно постановлению правительства №768 от 2005 года. Оно гласит, что невостребованное на аукционах по остаточному принципу возвращается в промышленный оборот прежним пользователям. Ан нет! Просто так отдать право на добычу! Кто-то никак с этим не может смириться, — говорит председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.

Начиная с ноября прошлого года дальневосточные рыбаки выражали недоумение, почему не выполняется закрепленное в правительственном постановлении правило. Писали в Росрыболовство и получили невнятный ответ. Обращались в Совет Федерации, который также направил запрос в отраслевое ведомство. А Генеральная прокуратура в лице первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана «в связи с выявленными нарушениями пункта 3 Положения о распределении общих допустимых уловов» 5 мая даже внесла представление руководителю Федерального агентства по рыболовству, но оно было проигнорировано.

Рыбаки считают, что просматривается принципиальная позиция — заставить их купить квоты на добычу глубоководного краба в статусе инвестиционных. Это подтвердил на встрече с игроками рынка в июле и зам­главы ФАР, к слову, приморец в прошлом, Петр Савчук.

— Я понимаю интерес государства, но не понимаю, почему Росрыболовство удивительным образом превратилось в структуру, основная задача которого — наполнение федерального бюджета, — не скрывает эмоций член Совета директоров АО «Восток-1» Александр Передня.

— Развитие судостроения не может быть генеральной задачей рыбохозяйственного комплекса. И с каких пор мерилом успешности этой отрасли стал объем финансов, которые они могут заработать на аукционах или отдать судостроителям? Исходя из такой логики, можно назначить российских аграриев ответственными за развитие машиностроения, — вторит ему Эдуард Климов.

Теперь рыбаки должны выбирать. Можно участвовать в аукционах по продаже квот на добычу глубоководных видов краба — и взвалить на себя невыполнимые обязательства. Можно не участвовать — и потерять половину квот. В любом случае возникает опасность сокращения бизнеса и продажи флота. При этом российские компании обладают высочайшими компетенциями в области глубоководного промысла крабов и рыбы. Они десятилетиями, набирая опыт, модернизировали суда и в итоге создали специализированный и эффективный флот. В России такие краболовы не продать. Значит, суда достанутся иностранцам, а практический опыт они обретут, забрав наших специалистов…

Кстати

Сегодня Приморье — локомотив развития глубоководного промысла в Дальневосточном бассейне. По словам академика, директора Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Андрея Андриянова, используемые роботы дают информацию, что большие глубины изобилуют различными гидробионтами до глубин 3,5 тысячи метров и в несколько раз превышают запасы традиционных шельфовых районов промысла.