Музей под открытым небом в итальянском городе Римини. На страницах «ВО» в разное время публиковались статьи и о римских воинах и об их вооружении, битвах, которые они выиграли или проиграли, и даже о британских конструкторах римского оружия и доспехов, таких, например, как Майкл Симкинс и Нил Барриджа. Рассказывалось даже о PR, заложенном в доспехи статуи императора Августа, вот только ничего еще не было сказано о том, в каких условиях жили римляне, имевшие отношение к воинской службе. А ведь это весьма интересная тема: на что мог претендовать тот или иной чин или должностное лицо римской армии после выхода в отставку? Нам известно, конечно, что, когда такое случалось, люди, копившие жалование и получавшие награды, могли позволить себе и землю с виллой купить, и таверну открыть, словом, устраивались по тем временем очень прилично. Не говоря уже о том, что земли ветеранам частенько раздавались императорами бесплатно. Но все-таки как они жили, эти самые чины римской армии на покое? И долгое время никто этого сказать не мог, пока в 1989 году в итальянском городе Римини не было сделано очень важное открытие…
Сегодня мы посетим «Дом хирурга» в Римини и посмотрим, что такого интересного там раскопали. Причем раскопки – это отдельно, а вот найденные в доме хирургические инструменты выставлены в городском музее. С него-то мы и начнем.
Обустраивали и нашли!
Дело в том, что именно тогда во время работы по обустройству территории в самом центре города как раз и был открыт «Дом хирурга», обнаруженный на территории площади Пьяцца Феррари. Естественно, что после первых же находок сюда вызвали археологов и они принялись там копать. И когда к 2006 году раскопали все, что можно, устроили там музей под открытым небом, хотя правильнее будет сказать – музей под крышей, так как вся территория раскопок прикрыта от воздействия природы огромным стеклянным куполом!
По дороге в музей мы увидим много интересного. Например, вот этот переход, где надписи сделаны по-русски… А что делать, если наши туристы тут на каждом углу и во множестве… А для особо «тупых» на стене еще и картинка!
«Подарок от Евтихия»
Да, но почему этот музейный комплекс назвали «Домом хирурга»? Да только лишь потому, что среди найденных там артефактов был обнаружен уникальный бронзовый ящик с хирургическими инструментами. Вывод очевиден – здесь жил врач-хирург, имевший солидную практику. Более того, удалось установить, что это был военный врач и даже его имя – Евтихий. То есть ученые получили еще одни «маленькие Помпеи», да еще в самом центре Римини, словно по заказу. Ну, и хирургические инструменты из этого дома попали в экспозицию городского музея.
В Италии многое совсем не так, как у нас. Например, автозаправка может находиться рядом с жилым домом и баром, и никого это не беспокоит…
И обязательно клад монет! Ну как же без денег?!
Общая площадь раскопок составила около 700 кв. м. И вот на этой самой территории как раз и стоял большой двухэтажный жилой дом, построенный во второй половине 2-го века до н.э. и разрушенный сильным пожаром в середине 3-го века н.э. Внутри дома археологи обнаружили множество фрагментов напольной мозаики, керамические вазы, бронзовую посуду, масляные светильники и… клад, состоявший примерно из 90 монет. Одну из комнат украшала разноцветная мозаика, изображавшая Орфея. А кроме найденных хирургических инструментов здесь же нашли и ступки, бронзовые чаши, пестики и сосуды для лекарств.
Сам городской музей, в котором выставлены находки «Дома хирурга», расположен в бывшем иезуитском монастыре. В нем 40 галерей, а в них более 1500 экспонатов. Туристам предлагают начать осмотр с внутреннего двора, где выставлено множество… надгробий Древнего Рима с эпитафиями.
Многие амфоры найдены на дне море вот в таком виде!
Старый фундамент – новая постройка!
Интересно, что на месте раскопок было найдено сразу несколько культурных слоев. Помимо руин древнеримского дома здесь были еще остатки раннесредневекового поселения, несколько фундаментов зданий 16-18-го веков и даже вырытые позднее каменные колодцы и зернохранилище, принадлежавшее стоящей рядом церкви Сан Патриньяно. Все это доказывает, что жизнь в этом месте не прекращалась более тысячи лет.
А вот это остатки полов, покрытых мозаикой, обнаруженные на месте «Дома хирурга». То есть человек он был весьма состоятельный и имел возможность построить себе дом с мозаичными полами.
Под главными помещениями строился гипокауст, в который поступал горячий воздух из внешней топки, нагревая пол. Здесь на фото видны каналы, по которым шел теплый воздух от обогревательной печи. Поэтому в холодное время года в доме было тепло.
Интересно, что мозаика выполнена из самой обычной обточенной гальки. Светлой и темной, и все! Поэтому внешне она очень неброская, но приятно радует глаз.
А вот это как раз печь.
Здесь хорошо видно, что пол дома послужил основой для более поздних «сооружений».
Просторный был дом, состоял из нескольких комнат.
В экспозиции музея присутствует его реконструкция «без крыши», благодаря которой можно представить, какая напольная мозаика была в какой комнате.
Вид на дом сверху.
Мозаичные панно в этом доме были не только на полу, но и на стенах.
Некоторые из них были изготовлены из цветной смальты и поражают яркостью и свежестью красок.
Сюжеты напольных мозаик весьма прихотливы…
Осуществлялось изготовление такой мозаики очень просто. На пол выливалась бетонная смесь, после чего в нее вдавливались разноцветные камешки. И так до тех пор, пока она не покрывала весь пол.
Настенные мозаики выкладывались по сырой штукатурке.
Вот эта мозаика очень интересна. Она двухцветная, то есть по сути дела это графика. И как точно на ней показаны все детали римских каботажных судов!
Это же панно с другой точки: прямо-таки готовая иллюстрация по истории римского флота.
Современная реконструкция одной из жилых комнат «Дома хирурга». И опять же самое интересное в этой комнате – пол. Это линолеум! Специально заказанный по рисунку с древнего оригинала.
Шкаф с флаконами для лекарств, высокое кресло со спинкой и стол, на котором разложены реплики хирургических инструментов.
Как видите, они достаточно сложные на вид!
Интересно, что некоторые инструменты не только вполне функциональны, но и украшены.
Например, вот эти витые… «деталюшки» явно сделаны такими для красоты!
Надо полагать, что владелец знал, как всем этим пользоваться!
Вот она, витрина, в которой собраны все эти более чем странные предметы. Удивительно, как много хирургических инструментов (всего около 150) использовал в своей практике живший в этом доме врач. Скорее всего, он служил хирургом в римской армии, но потом поселился в Римини, который в то время назывался Аримин. Человек он, видимо, был весьма опытным и успешным. В противном случае так много инструментов ему вряд ли бы потребовалось.
Однако в доме нашли и вот этот наконечник копья. Может быть и дом-то сгорел отнюдь не сам по себе?
Ну, а теперь давайте немного познакомимся с римскими домами вообще. Какой они были архитектуры, что из себя представляли?
Комната «с дырой в потолке»!
Что ж, начнем этот рассказ с того, что римляне даже и архитектуру своих домов позаимствовали у греков, потому как исконно римский дом – это хижина, покрытая соломой! А вот греческий дом – это нечто совсем иное. Это… комната «с дырой в потолке», которая со временем трансформировалась в нечто вроде парадного холла, который назывался «атрий». Под отверстием в крыше шел неглубокий желоб для сбора дождевой воды. По такому принципу строились и дома римских богачей, причем в атрий теперь выходило уже сразу несколько комнат – главным образом это были спальни.
В доме обязательно имелась гостиная (а иногда и две-три разных размеров), а за ними – небольшой садик, в котором мог находиться фонтан, украшенный мраморной или бронзовой статуей. Сад окружала крытая колоннада, но он тоже имел «дыру в крыше». Здесь же, так, чтобы ветер уносил неприятные запахи, размещались дверь на кухню, а рядом столовая – триклиния. По мере возможности знатные римляне старались иметь в доме и ванную комнату. Но в том же Риме это была уже роскошь чрезмерная, ведь там в любой час дня можно было пойти в шикарные римские бани. Впрочем, общественные бани имелись практически во всех римских городах, даже самых небольших.
Приятно жить в красоте!
Стены, покрывались штукатуркой и украшались росписями: чаще всего это были сценки из сельской жизни, изображения птиц, рыб, животных и цветов. Яркие краски настенной росписи гармонировали с различными оттенками достаточно тусклого мозаичного пола. Кроме тысяч цветных камешков для их изготовления использовались и керамические плитки, но такие полы были дороже.
Большой дом в Риме мог занимать все пространство, ограниченное четырьмя улицами, то есть образовать целый квартал, или «инсулу» («остров», причем так назывались и большие, многоэтажные и многоквартирные дома), как называли такие дома римляне. Но не всегда это был только жилой дом. Многие римляне, владельцы таких жилищ, для дополнительного дохода устраивали в них комнаты, не имевшие связи с домом и выходившие окнами и дверями на улицу, которые они сдавали лавочникам. (Рис. П. Конноли.)
У входной двери дома, принадлежавшего зажиточному римлянину, мог сидеть раб, который не пускал в него незваных посетителей. Иногда рядом привязывали еще и сторожевого пса. В Помпеях нашли дверь с мозаичным изображением собаки и надписью: Cave Сапет» («Осторожно! Собака»).
P. S. Интересно, что находка эта состоялась только потому, что над ней находился один из городских парков, и муниципалитет решил привести его в порядок. То есть это не была чья-то собственность. А теперь представьте, сколько других, причем ничуть не менее интересных домов, может находиться под теми домами, что сегодня стоят в Римини? Но как выкупить их у владельцев, а затем раскопать? А вдруг там не найдется ничего интересного? Вдруг окажется, что там был многоэтажный дом бедноты — и что тогда? Словом, те, кто все это специально зарыл когда-то в землю (это специально ремарка такая для тех, кто исповедует такие вот взгляды на археологию), были очень глупыми людьми. Столько труда, и все напрасно! Нет, зарывать надо было там, где можно найти с минимальным напряжением сил. А так не стоило ради этого и затевать!
Автор:
Вячеслав Шпаковский