Многие рекламные агентства используют в своих кампаниях принцип провокации. Чаще всего именно такая реклама привлекает внимание покупателей. Однако зачастую она настолько балансирует на грани фола, что попадает под жесткую цензуру или даже полный запрет.

Calvin Klein Jeans

Этот безобидный по нынешним временам постер с Брук Шилдс, рекламирующей джинсы, стал причиной скандала и приостановки производства этой марки джинсов на несколько лет. В рекламном ролике Ричарда Аведона юная модель, насвистывая, произносит фразу «You wanna know what comes between me and my Calvins? Nothing», что для 1980 года было чересчур. Этот посыл был истолкован как пропаганда детской порнографии и Calvin Klein Jeans смог начать производить именно эти джинсы только в 1998 году.

Sisley

Одним из самых известных скандальных fashion-фотографов, снимавших ажиотажные и неоднозначные кампании, является Терри Ричардсон. Он прославился на весь мир скандальными и очень успешными работами для ведущих домов моды. Вся реклама парфюма, белья — да всего, что снимал Терри — это «гламурное порно», как охарактеризовали его работы в СМИ.

Эта рекламная компания для Sisley была создана Терри Ричардсоном в 2001 году. Джози Маран, пьющая молоко, была так откровенна и вызывала столько двусмысленных ассоциаций, что эта работа так и не стала достоянием общественности.

Tom Ford

В 2006 году для парфюма от Тома Форда Терри Ричардсон создает провокационную рекламную кампанию, вызвавшую небывалый ажиотаж. В некоторых странах ее сочли чрезмерной и запретили.

Tom Ford

Sisley

Еще один рекламный постер для Sisley, созданный в в 2007 году. Кампания была запрещена из-за «гламуризации» наркотиков.

Miu Miu

Эта рекламная кампания для Miu Miu была снята в 2011 году Брюсом Вебером. В ней участвовала 14-летняя актриса Хейли Стейнфилд. Кампанию назвали безответственной из-за неправильно выбранной на взгляд критиков локации — многих возмутило «безответственное» поведение девушки на железной дороге.

Скандальные рекламные кампании Benetton

Скандальные и вызывающие неподдельный интерес рекламные кампании в Benetton связывают с приходом в итальянский дом моды в середине 80-х фотографа Ольвьеро Тоскани, которому предложили возглавить рекламный отдел компании. Именно он придумал слоган «United Сolors of Benetton» (Объединённые цвета «Бенеттона»), он же является автором всех фото, которые не столько рекламируют продукцию, сколько заставляют спорить, думать, обсуждать многие злободневные вопросы.

Весной 1991 года Benetton выпускает фотографию с французским кладбищем с похороненными солдатами времен первой Мировой войны, на котором среди обычных надгробных плит в виде крестов есть одна в форме шестиконечной звезды Давида. Выход этой кампании совпадает с атакой иракских ракет «Скад» Тель-Авива, что не может не вызывать негативных откликов. Фотографа обвиняют на эксплуатации тематики войны и смерти.

Уязвленный Ольвьеро Тоскани осенью создает кампанию с противоположным посылом. Многоцветное изображение только что родившегося ребенка с еще необрезанной пуповиной и каплями крови — это нонсенс, вызов рекламному сообществу. Эту рекламу отказывается публиковать даже американский журнал по уходу за детьми Child. Изображение младенцев сразу после рождения — негласно запрещенный прием, использование которого не прощают.

Снимок 1992 года, на котором солдат с автоматом Калашникова сжимает большую берцовую кость человека.

Еще один нашумевший принт 1996 года, говорящий о расовых предрассудках.

Люди штурмуют контейнер в надежде уехать.

Это реальное, а не постановочное фото умирающего от СПИДа Дэвида Кирби стало причиной еще одного скандала. Фото было сделано фотографом Терезой Фрэр и с согласия родных умершего использовалось Benetton в рекламной кампании, которую тут же осудила общественность.

Это последняя рекламная кампания Тоскани, которой он пытался привлечь внимание общественности к проблемам осужденных на смертную казнь. Он сделал 26 портретов приговоренных к высшей мере наказания и запустил их под девизом «We, On Death Row». Общественность тут же решила, что мастер героизирует преступников, забыв об их жертвах. Начались протесты, на Benetton посыпались судебные иски и рекламную кампанию, которая обошлась в $20 миллионов, пришлось свернуть. Benetton вынужден был пожертвовать значительную сумму денег на благотворительность, чтобы замять скандалы, а Тоскани покинул свой пост.

Рекламные билборды с изображением поцелуя Папы Римского Бенедикта и шейха Ахмеда аль-Таиба, сделанные в рамках рекламной кампании UNHATE от United Colors of Benetton просуществовали всего несколько часов, после чего их были вынуждены снять из-за огромного количества протестов от оскорбленных верующих. Этому поцелую предшествовала долгая работа. Он был снят после многочасовых переговоров. Таким образом пропаганда толерантности пала в пучине гнева нетолерантных верующих.

В рамках этой кампании были сделаны и другие снимки. Но ни один из них не вызвал столь яростную и однозначную реакцию.

В 2013 году компания Benetton не могла не пройти темы домашнего насилия и выпустила рекламу, в которой обыграла даже свой слоган, превратив его в более жесткий Colors of Domestic Violence (цвета домашнего насилия).

В 1995 году в рамках рекламной кампании одежды Diesel фотограф Дэвил ЛаШапель использовал одну из запретных тем того времени — гомосексуализм. Сюжетом постера с целующимися моряками послужило празднование победы во Второй Мировой Войне.

Проект вызвал замешательство у общественности, и стал причиной обсуждения темы гомосексуализма на американских дебатах «Don't Ask, Don't Tell». В 1996 году во Frieze вышла большая статья, в которой эту фотосессию ЛаШапеля, приписывают к разряду «содержащей недопустимый уровень жесткого юмора и сарказма».

Проект Эрвина Олафа под названием «Королевская кровь» вызвал дикое возмущение общественности. Особенно мастеру досталось за изображение девушки, похожей на принцессу Диану — на руке виден логотип марки авто, на котором она разбилась.

Yves Saint Laurent

В 2002 году фотограф Самюэл де Кюберра запустил рекламную кампанию аромата M7, которая была оформлена в стиле легендарной фотографии обнаженного Ив Сен-Лорана. В результате эти откровенные фото получили более 730 жалоб и обвинения в излишней открытости и гомосексуальности.

Эта работа, выпущенная двумя годами раньше, в 2000 г., даже попала в список «Десяти реклам, поддавшихся большой критике». На нее было подано 948 жалоб с обвинениями в недопустимой откровенности.

отсюда